БизнесАкадемия - Информационный сайт

Методологические основы конкурентоспособности предприятия. Оценка деятельности и конкурентоспособности МУП "Уфагортранс". Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности МУП "Уфагортранс" на основе совершенствования логистической системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкуренции и конкурентоспособности. Основы конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности сети кофеен "Шоколадница". Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Разработка нового товара предприятия.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2015

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Аспекты конкурентоспособности. Факторы конкурентного преимущества организации. Стратегия выбора целевого рынка на основе сегментарного анализа. Оценка экономического состояния предприятия. Обоснование направлений повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2014

    Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО "Группа Ренессанс Страхование". Подходы и методы совершенствования маркетинга. Повышение конкурентоспособности предприятия посредством совершенствования подсистемы маркетинга.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2015

    Теоретические основы, характеризующие содержание понятия конкурентоспособности. Роль, сущность, критерии и методы оценки конкурентоспособности. Анализ финансового состояния предприятия, маркетинговой деятельности, внешней и внутренней среды, SWOT-анализ.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2010

    Сущность, виды конкурентоспособности, методика и подходы к ее оценке на современной организации. Краткая экономическая характеристика предприятия, анализ рыночной среды, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и оценка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Сущность и система показателей конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика деятельности, анализ и оценка конкурентоспособности магазинов "Квартал" и "Перекрёсток". Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности магазинов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Суть конкуренции и понятие конкурентоспособности. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия. SWOT-анализ. Стратегические мероприятия роста конкурентоспособности на основе ее оценки. Маркетинговая модернизация.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2014

Российские отечественные предприятия при осуществлении своей коммерческой и производственной деятельности сталкиваются с рядом экономических и организационных проблем, от решения которых напрямую зависит существование хозяйствующего субъекта. Среди проблем, возникающих при функционировании отечественного предприятия, особенно остановлюсь на наличие конкуренции, неразрывно связанной с понятием рыночной экономики и оказывающей сильное влияние на развитие общества и рынка. Современные реалии толкают отечественные фирмы к поиску различных способов адаптации к быстро меняющимся условиям, борьбе с существующими негативными факторами как внешней, так и внутренней среды. Сложная экономическая ситуация, сложившиеся в результате санкционного давления на Россию и ответных мер правительства, заставляет отечественные фирмы надеяться, главным образом, на внутренние силы, что связано с рациональным расходованием и использованием собственных материальных и нематериальных ресурсов с опорой на высококвалифицированный персонал. Для выполнения подобной задачи, и как следствие достижение весомого конкурентного преимущества, все чаще на национальных предприятиях используется логистика, хорошо зарекомендовавшая себя в международной практике. Сущность логистического подхода заключается в оптимизации и улучшении деятельности всех подразделений в неразрывной их связи, путем минимизации совокупных затрат и максимизации чистой прибыли предприятия. Необходимо подробно рассмотреть влияние внедрения логистики в деятельности хозяйствующего субъекта и повышения его конкурентоспособности.

В качестве своеобразного методологического инструментария, позволяющего детально изучить эту взаимосвязь, на мой взгляд, можно использовать фундаментальные принципы всеобщего управления качеством(TQM), изложенные в семействе международных стандартов ИСО 9000. Данный выбор обусловлен глубинной взаимосвязью общего менеджмента, менеджмента качества и логистической деятельности. Так, начиная с 80-х годов XX века, началось историческое сближение первых двух направлений управленческой деятельности. Появилась концепция менеджмента на основе качества(MBQ), что с одной стороны было связано с решением задач качества и возникшей вследствие этого потребностью создания адекватной организационной структуры, а с другой, необходимостью обеспечения требуемого уровня качества самой управленческой деятельности. Одновременно с этим логистика, представляющая собой часть общего менеджмента, также столкнулась с необходимостью стандартизации в области качества как протекаемых процессов, так и их результатов. Все это обусловило активное внедрение в логистическую деятельность указанных выше стандартов, которые с точки зрения изучаемой мною проблемы можно рассматривать как методологическую базу конкурентоспособности предприятия. Таким образом, логистическая система современного предприятия должна функционировать с учетом международных стандартов качества в данной области. Итак, ниже представлены все восемь принципов менеджмента качества:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство руководителя;
  3. вовлечение работников;
  4. процессный подход;
  5. системный подход к менеджменту;
  6. постоянное улучшение;
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Первый и ключевой принцип менеджмента качества определяет зависимость любой организации от своих потребителей. Отсюда вытекает главная цель предприятия, заключающая в обеспечении наиболее полного выполнения всех требований клиентов и как следствие достижения их удовлетворения. Именно логистика выступает тем оптимальным инструментом, с помощью которого может быть достигнута эта цель. Как известно, цена продукции представляет собой один из самых важных элементов привлекательности ее для потенциального потребителя. Применение логистического подхода способствует заметному уменьшению стоимости готового продукта. И тут стоит обратить внимание на такой существенный компонент ценообразования любого товара как себестоимость. Решение задачи по ее минимизации позволит отечественному предприятию с одной стороны отчасти снизить стоимость продукции, а с другой повысить чистую прибыль, при всем этом обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности бизнеса. Использование логистики позволяет сократить в первую очередь материальные запасы на 30-70%, по данным промышленной ассоциации США на 30-50% . Далее оптимизация запасов приводит к серьезному сокращению расходов, связанных с ними, куда включаются издержки на содержание запасов, управленческий и складской персонал, потери от порчи или кражи товаров. При этом ускоряется оборачиваемость капитала предприятия, снижаются совокупные издержки и себестоимость продукции. Однако, такой результат возможен лишь при условии обеспечения высокой степени согласованности всех участников логистических процессов. В этой связи стоит обратиться к следующим четырем принципам менеджмента качества, приведенным выше.

Еще одним из экономических эффектов применения логистического подхода служит значительное сокращение времени прохождения товаров по звеньям логистической цепи. При этом согласно некоторым исследованием свыше 95% времени оборота продукции приходится на логистические операции, а затраты собственно на производство 2-5% данного ресурса. Практика внедрения логистики показывает ее эффективность. В некоторых научных работах опубликованы конкретные данные о результативности нового подхода к товародвижению. По мнению специалистов, с использованием логистики достигается сокращение времени движения товара на 25-45%. Достигается возможность наиболее быстрого и своевременного удовлетворения потребителя. Повышается уровень сервиса, обретаются устойчивые экономические партнеры, что обеспечивает стабильное положение организации на рынке.

Однако система менеджмента качества не будет функционировать успешно, если она не будет внедрена на всех уровнях управления организацией. Именно руководитель обеспечивает единство цели и выбор направления деятельности организации, осуществляя интеграцию всех служб и подразделений. Этому лицу принадлежат также полномочия в области межфирменного сотрудничества и создания макрологистических систем. Но, безусловно, управленческое воздействие должно опираться и на ответные действия и со стороны персонала предприятия. Для осуществления на практике логистического подхода необходимо полное вовлечение всех сотрудников службы логистики в решение сложившихся проблем, реализация их потенциала. При этом для успешного внедрения логистического подхода необходимы достаточно квалифицированные и подготовленные кадры. В качестве объекта воздействия всей совокупности персонала организации можно рассматривать взаимосвязанные процессы, протекающие на всех этапах производственной и управленческой деятельности. Данное суждение основывается на процессном подходе, который заключается в управлении соответствующими ресурсами как процессами. Ну и наконец, эффективная организация многочисленных процессов на предприятии требует их взаимоувязки и интеграции путем управления ими как единой системой (системный подход). Так системная организация транспортной деятельности в условиях применения логистических методов приводит к снижению транспортных расходов, оптимизации маршрутов движения транспорта, согласованию графиков движения, минимизации холостых пробегов. Рационализация путей и графиков движения транспортных средств также представляется как еще одно конкурентное преимущество, обеспечивающее успешное выполнение задач организации. Осуществляется «позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, даже если это может негативно отразиться на деятельности отдельных подразделений. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта» .

Современное общество, по мнению ряда известных ученых и исследователей, таких как Д. Белл, У. Мартин, еще в конце прошлого века вступило в новую фазу развития - информационную. Роль информации и знаний в наши дни сложно переоценить. Интерес к информационным потокам и в логистической деятельности значительно увеличился. Ведь только обладая необходимыми знаниями и данными, можно принять оптимальное решение. При этом информация должна быть актуальной, доступной для понимания и истинной, что допускает лишь принятие решений, основанных на реальных фактах. Для обеспечения эффективного обмена данными между подразделениями предприятия и внутри логистической активно внедряются в деловую практику новейшие информационные системы передачи и обработки информации. Несмотря на затраты при внедрении, экономическая выгода от подобных систем очевидна и выражается в следующем:

В увеличении производительности в операционном менеджменте;

В повышении способности к глубокой интеграции действий элементов логистической системы;

В сокращении операционных и административных затрат.

Также стоит упомянуть о необходимости непрерывного совершенствования как протекающих логистических процессов, так и управленческой деятельности в целом, в чем и заключается принцип постоянного улучшения. В концепции бережливой логистики предусматривается множественность субъектов совершенствования деятельности предприятия. Улучшение процесса может инициироваться кем угодно, включая их операторов. Само совершенствование протекает на постоянной основе, что обеспечивает рационализацию логистической деятельности. Все это выступает важнейшим конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта, выгодно позиционируя его среди конкурентов, в связи с достаточной уверенностью в будущей эффективности функционирования.

Как уже отмечалось выше, логистический подход на практике предусматривает активную интеграцию всех участников макрологистической системы. Важным аспектом в данном процессе выступает взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов. Выстраивание отношений между организацией и поставщиками должно быть сформировано как взаимовыгодное сотрудничество. При этом в теории логистики подобное сотрудничество рассматривается на долгосрочную перспективу, что позволяет создать стабильную систему обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами, а потребителя, соответственно, готовой продукцией. Долгосрочное партнерство способствует обретению хорошей репутации его участников, повышению их конкурентоспособности.

Таким образом, внедрение и использование логистики является весомым фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного предприятия. Успешность логистических решений заключается в гармоничном взаимодействии всех участников логистической системы и рациональном использовании всей совокупности ресурсов организации. Происходит заметное снижение различных затрат и потерь в процессе товародвижения. Так на 30-70% уменьшаются запасы, достигается сокращение времени движения товара на 25-45% , оптимизируется транспортная деятельность, создаются предпосылки для дальнейшего интенсивного развития. Стоит отметить, что общий экономический результат от применения логистики на много превышает сумму эффектов от улучшения отдельных из перечисленных показателей. Данный результат становиться возможным благодаря синергетическому эффекту, возникающему вследствие интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую товаропроводящую систему. Неоспоримые преимущества использования на практике логистического подхода, которые полностью перекрывают издержки по внедрению данного способа организации материального потока, толкают отечественные предприятия на активное внедрение его в своей деятельности.


Библиографический список
  1. Абдуллаева Т. К. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Сельскохозяйственные машины и технологии. – 2011, № 1. C. – 45.
  2. Клименко Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики // Логистика. – 2010, № 2. C. – 40.
  3. Бажин И.И. Логистический менеджмент: Компакт-учебник. – X.: Консум, 2005. – 440 с.
  4. Уваров С. А. Логистика: общая концепция теория и практика. - СПб.: «ИВЕСТ НП», 1996- С. 50.

Возрастание роли логистики в современный период, что происходит в контексте увеличения объемов промышленного производства и расширение внутринациональных и глобальных экономических связей требует особого внимания к ее потенциала по сокращению расходов в сфере рыночной деятельности и повышении результатов хозяйствования.

Развитие логистики в первую очередь и обусловлен стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с движением товара. В то же время резкий рост интереса к логистике определяется следующими факторами:

В западных странах 93 % времени движения товара от первичного источника сырья до необходимого потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения. Собственное производство товара занимает лишь 2 % суммарного времени, а транспортировка - 5 %. В этих странах доля поступлений от движения товара составляет более 20 % национального дохода. В структуре затрат на движение товара, стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции составляет

44 %, стоимость складирования и диспетчерування - 16 %, магистральных и технологических перевозок - соответственно 23 % и 9 %. 8 %, что остались, относят на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

Развитие и обострение конкуренции в Украине происходит в условиях развития предпринимательства и частной собственности и в значительной степени находится под влиянием интеграции отечественной экономики в мировую систему торговли. В такой ситуации использование украинскими предприятиями старых традиционных методов управления спорт-функциями снабжения, производства и распределения не могут обеспечить значительных конкурентных преимуществ. Именно поэтому все больше отечественных предприятий внедряют в собственную систему управления элементы логистики.

Значительные преимущества логистики в конкурентной борьбе базируются на исследованиях британских ученых, которые утверждают, что в структуре себестоимости продукции около 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями по перемещению ТМЦ. Отсюда следует, что именно в сфере логистики, а не производства, как считалось ранее, содержатся самые большие резервы по улучшению конкурентных позиций предприятия.

Среди основных составляющих экономического эффекта от использования логистики в сфере производства и обращения важнейшими являются: -уменьшение запасов на всем пути движения материального потока;

- сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи;

- уменьшение расходов на транспортировку;

- уменьшение затрат ручного труда и, соответственно, расходов на операции с грузом.

Преимущества от уменьшения запасов вызваны тем, что в структуре затрат на товародвижение затраты на содержание запасов (плата за аренду помещения, энергию, административные расходы, оплата труда, порчи, хищения и т.п.) составляют более 50 %; большая часть оборотного капитала предприятий (от 10 до 50 %) - это неликвидные запасы. Сокращение запасов при использовании логистики позволяет путем согласованных действий всех участников логистических процессов уменьшить себестоимость продукции, повысить оборачиваемость капитала, а также использовать высвобожденные средства на другие цели.

Сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи также масс значительные экономические резервы. Суть в том, что в структуре общего времени на производство и реализацию товаров (начиная от формирования заказа на материалы и заканчивая реализацией конечному потребителю) сам процесс производства занимает в среднем от 2 до 5 %. Таким образом, свыше 95 % времени товарооборота расходуется на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволит повысить оборачиваемость капитала, и, соответственно, получить большую прибыль за единицу времени.

Эффект от оптимизации транспортных маршрутов, согласование графиков движения транспорта, благодаря которым сокращается холостой пробег автотранспорта, а также производит к уменьшению себестоимости продукции.

А использование однотипных операций, одинаковой тары, аналогичных приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи формируют еще одну составляющую конкурентных преимуществ предприятия в условиях применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также предпосылки для улучшения других показателей деятельности предприятия, которые заключаются в покрашенні общей организованности предприятия, налаживании надежных взаимосвязей, что позволяет утверждать о повышении уровня управляемости и получения высших финансово-экономических показателей. В целом, логистика влияет почти на каждый аспект формирования финансового результата предприятий.

Таким образом, логистика как особый вид управленческой деятельности направит свои усилия на исследование и оптимизацию процессов, связанных с движением материальных и связанных с ними информационных потоков в направлении усиления их организованности и координированности. При этом, за счет действия ее особых инструментов, происходит рост основных показателей деятельности предприятий.

В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйственной системы является предприятие (деловая фирма), цель деятельности которого - максимизация получаемой прибыли. Вся организационно-хозяйственная деятельность фирмы строится исходя из указанной цели, ибо только рост прибыли в конечном счете определяет успех в конкурентной борьбе. В этом коренное отличие деловой фирмы (главного структурного звена рыночной экономики) от государственного предприятия (важнейшего подразделения централизованной экономики), целью деятельности которого является наиболее полное и точное выполнение государственных плановых заданий.

Стремясь максимизировать выпуск продукции, фирма решает вопрос об использовании той или иной технологии, так как X различных комбинаций данного объема ресурсов может привести к различным конечным результатам. Технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции выражается в виде производственной функции

где () - объем выпуска продукции фирмой из имеющихся у нее ресурсов; 1=,п - количество ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы; X,. =Х1,Хп - затраты ресурсов, используемых фирмой.

Если фирма представляет собой экономическую систему, состоящую из т производственных подсистем, то каждая подсистема ] = ,т характеризуется производственной функцией /(X,), отражающей выпуск продукции /-й подсистемой в зависимости от объема ресурсов X" ={Х{,...Х{,...Х1") , выделенного этой подсистеме. Задача системы состоит в том, чтобы распределить имеющиеся ресурсы Х-=ХГХП между подсистемами, выделив 1-й подсистеме комплекс ресурсов Х!=Х(,Х"п так, чтобы максимизировать суммарный выпуск фирмы в целом. Модель этой задачи выглядит следующим образом:

Конкурентная борьба побуждает фирмы изыскивать все новые резервы конкурентоспособности, при этом они могут изменяться как количественно, так и качественно, охватывая те сферы, которые ранее не рассматривались как источники усиления положения фирмы на рынке.

Понятие конкуренции является основной категорией теории рыночной экономики. Конкуренция - главное условие существования рынка как такового, и конкурентный рынок выступает противоположностью монопольной структуре.

Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Конкуренция может проявляться по-разному.

Чистая конкуренция возникает, когда многочисленные продавцы и покупатели участвуют в процессе купли-продажи однородного продукта. Большое число продавцов и покупателей не позволяет ни одному из них, действуя в одиночку, воздействовать на рыночные цены, которые являются непосредственным результатом соотношения спроса и предложения.

Совершенная конкуренция отличается от чистой конкуренции наличием абсолютной мобильности ресурсов на рынке и отсутствием ограничений на вход и выход ресурсов из этого рынка, а также равной доступностью и полнотой информации о рынке для всех продавцов и покупателей.

Реальная (эффективная) конкуренция возникает при независимом действии покупателей и продавцов в случае, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

С позиций логистики для нас в первую очередь интересно то, что распределение ресурсов в сфере производства считается эффективным в том случае, если невозможно перераспределить совокупный объем производства любого ресурса так, чтобы снизить совокупные издержки производства этого ресурса. Поскольку в совершенно конкурентной экономике предельные издержки производства любого продукта равны для всех производителей, то равновесие в такой экономике является эффективным по производству. Распределение ресурсов в сфере потребления будет эффективным, если невозможно перераспределить суммарные объемы потребления между потребителями так, чтобы улучшить положение по меньшей мере одного из них без причинения ущерба другому. Распределение ресурсов в сфере обмена будет эффективным в том случае, если невозможно изменить суммарные объемы производимых товаров и услуг так, чтобы улучшить по меньшей мере положение одного потребителя без того, чтобы не ухудшить положение любого другого потребителя.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной М. Портером и изложенной в его работах , вопросы конкуренции получили чрезвычайно глубокое и многостороннее развитие. Проанализировав различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности и рассмотрев такие факторы сравнительных преимуществ, как рабочая сила, природные ресурсы, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в подходе к управлению фирмами, М. Портер пришел к выводу, что ни один из них в отдельности не способен объяснить успех или неудачу фирмы в конкурентной борьбе. По мнению М. Портера, конкурентоспособность фирмы обеспечивает наиболее полное и эффективное использование всех как принадлежащих фирме, так и приобретаемых ею для будущей предпринимательской деятельности ресурсов, иными словами - продуктивность использования ресурсов.

Конкурентное преимущество реализуется исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды своей деятельности, посредством которой фирма создает продукцию, предназначенную для рынка. Виды деятельности подразделяются на категории и в совокупности составляют так называемую цепочку ценности, все составляющие которой вносят свой вклад в выпускаемый товар.

Практически все категории (может быть, за исключением управления людскими ресурсами), представленные на рис. 9.3, для успешной реализации на данном этапе экономического развития, по нашему мнению, требуют обязательного участия логистики как функционального управления. Большое значение имеет и организация связей между указанными видами деятельности, нацеленная на конечный результат (так, более дорогие комплектующие изделия, обладающие более высоким качеством, позволят снизить издержки непосредственно обслуживания и т.д.). Цепочка ценности той или иной фирмы при конкуренции в отдельной отрасли входит в более крупную систему деятельности, которую М. Портер называет системой ценностей, что составляет основу концепции полезности. Отметим логистический аспект данной категории, ибо в нее входят цепочки ценностей поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг, а также цепочка ценностей самой фирмы. Товар фирмы проходит через цепочку ценностей каналов сбыта, в итоге чего товар становится совокупным элементом в цепочке ценностей потребителя, который использует его в своей деятельности.

Рис. 9.3.

Конкурентное преимущество все в большей степени определяется тем, насколько эффективно фирма создает логистическую структуру, организующую и упорядочивающую вышеупомянутую систему. Эти связи не только материализуют внутрифирменное соединение разных видов деятельности фирмы, по и предопределяют взаимную зависимость и заинтересованность фирмы, предприятий-смежников и каналов сбыта (хозяйственных связей). Фирма получает значительные преимущества, оптимизируя эти связи. Так, поставки, основанные на принципе "точно в срок", существенно снижают операционные расходы фирмы и значительно уменьшают уровень материальных запасов.

Конкурентная борьба со времени становления развитых рыночных отношений протекает постоянно, однако наиболее отчетливо "смена вех", изменение ориентиров во внешней политике фирм ощущались в XX в. В ходе развития производительных сил постоянно происходят глубокие изменения в трех внешних сферах, взаимодействующих с фирмой: в политической, главным элементом которой выступает государство; в социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, в которой фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.

Изменение внешней политики фирм, границы важнейших этапов их поведения в значительной степени совпадают с крупнейшими экономическими кризисами (табл. 9.1).

До начала 1930-х гг. мировой рынок практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт, а потому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. На этом этапе решение потребителя приобрести ту или иную продукцию мотивировалось ее легко доступностью и выгодностью по цене. Для поведения фирмы-производителя были свойственны эффективное расширенное воспроизводство и создание широкой распределительной сети.

Главным же для фирм было снижение затрат на единицу производимой продукции. При этом предполагалось, что товары могут быть проданы и без особого учета требований потребителей. В ряде случаев разнообразие модификаций было сведено к минимуму. Возникший в это время кризис, наиболее остро проявившийся в США и получивший там название Великая депрессия, был, собственно, кризисом массового и повсеместного перепроизводства.

Таблица 9.1 Основные этапы внешней политики фирмы

Период

Концепция

Главный критерий

Основная функция

Целепо-лагающая наука

Основной ресурс

Начало XX в.- конец 1920-х гг.

Производ-ствен-

Объем и издержки производства

Производственная

Организация производства. НОТ

Технический

Сбытовая

Организация и управление сбытом

Пространст-венно-организа-ционный

Конец 1940-х -

конец 1950-х гг.

Продуктовая

Качество

продукции

Контрольно-управлен-ческая

Экономика предприятия

Технологический

Начало 1960-х-

начало 1970-х гг.

Рыночная

Потребление

Маркетинг и

послепродажное

обслуживание

Маркетинг

Информационный

Середина 1970-х гг.- конец XX в.

Ресурсная

Ресурсный потенциал фирмы, издержки обращения

Производственно-коммерческая

Логистика

Организационно-управленческий

Конкурентная

Высокое качество поставки

Интегрирование

цепи поставок

Интегральная логистика

Хозяйственно-коммуникативный

Следует заметить, что на следующем этапе, пришедшемся на 1930-е гг., время массового производства не закончилось, оно вступило в свою завершающую стадию сбытовой ориентации.

Для этой стадии характерно сосредоточение усилий на продаже товара посредством совершенствования методов сбыта, интенсивной рекламы и других способов воздействия на потребителя. В условиях рыночного насыщения потребитель проявлял известную пассивность, вследствие чего производители сосредоточились на продаже, а стимулирование сбыта приобрело агрессивный характер. В этой ситуации начали складываться условия, когда поведение потребителя, характер его запросов могли стать важными факторами воздействия на производителя, т.е. появились предпосылки системы, позже получившей название маркетинга, но этому помешала Вторая мировая война.

После периода восстановления хозяйства на некоторое время (конец 1940-х - конец 1950-х гг.) возобладал некий симбиоз производственной и сбытовой организаций (эту концепцию мы обозначим как продуктовую). В этих условиях потребитель отдавал предпочтение высококачественным товарам и был готов платить за них больше. Для поддержания конкурентоспособности фирма-производитель должна была заниматься постоянным совершенствованием продукта с выделением управления качеством в самостоятельную функцию производственного менеджмента. Дальнейшее развитие этой концепции без учета окружающей среды могло бы привести к последствиям поистине катастрофическим: весьма вероятной была бы новая Великая депрессия, при этом затоваривание производилось бы не просто товаром, а товаром высокого качества. Предварительный учет запросов потребителей нашел свое воплощение в следующей концепции.

Новая рыночная концепция, основанная на явном примате интересов потребителя, получила широкое распространение с начала 1960-х гг. В условиях явного превышения предложения над спросом потребитель зачастую испытывал затруднения при принятии решения о покупке и отдавал предпочтение производителю, способному доказать полезность своего продукта и обеспечить потребность покупателя. Для фирм-производителей стали характерными ориентация на целевые рынки, подстройка под покупателя всей своей деятельности. В предыдущих концепциях сбыт посредством лишь интенсификации коммерческих усилий грозил стать "одноразовым" вследствие недостаточного учета интересов и особенностей конкретного потребителя. Новая концепция стала базироваться на комплексе маркетинговых исследований. Суть этой концепции выражалась формулой: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Преимущества маркетинга многочисленны: он делает упор на анализ и удовлетворение потребностей; направляет ресурсы фирмы на изготовление товаров и оказание услуг, которые потребителям необходимы; легко адаптируется к изменениям в их характеристиках и потребностях. Согласно этой концепции продажа - средство общения и изучения потребителей, и если они нс удовлетворены, необходимо пересмотреть общую политику, а не менять в какую-либо сторону процесс продажи. Маркетинг ищет реальные различия во вкусах потребителей и разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение. Он ориентирован па долгосрочную перспективу, и его цели отражают общие задачи фирмы.

Следует заметить, что в рассмотренных этапах внешней политики фирмы действует принцип накопления и взаимодополнения, а отнюдь не отрицания последующей концепцией предшествующей. Так, рыночная концепция кроме "подстройки" под покупателя всей деятельности фирмы не отрицает, а напротив, предусматривает как необходимые компоненты широкую рекламную и сбытовую деятельность, постоянную работу по повышению производительности труда и снижению издержек производства.

В начале 1970-х гг. возник ряд предпосылок появления новой концепции обеспечения высокой конкурентоспособности фирмы.

Во-первых, инструментарий маркетинговых исследований в силу его абстрактной ориентации на рынок и обобщенного потребителя и, как следствие, недостаточного учета интересов конкретных потребителей уже не давал требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Маркетинговую продуктовую ориентацию оказалось целесообразным дополнить объективной ориентацией на конкретного потребителя (это особо четко проявилось на оптовом рынке средств производства), что стало предметом новой науки и сферы предпринимательства, называемой ныне логистикой.

Во-вторых, энергосырьевой кризис начала 1970-х гг. выдвинул в качестве главного условия существования и процветания фирмы ресурсный фактор, внедрение качественно повой системы ресурсосберегающих технологий в сферах как производства, так и обмена. Ресурсный аспект в расширенном смысле (материальных, финансовых, трудовых, информационных затрат) стал главным условием укрепления конкурентоспособности фирмы на рынке.

В-третьих, массовое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство привело к значительному снижению доли затрат на непосредственное изготовление продукта в общей сумме издержек, в то время как углубление специализации, расширение кооперации привели не только к относительному, но и зачастую к абсолютному росту издержек обращения.

На данном этапе поведение потребителя претерпевает изменения; он стремится сохранить достигнутый уровень потребления и качества жизни без увеличения затрат ресурсов. Фирма-производитель ориентируется уже на конкретного потребителя, стремится удовлетворить его запросы с наименьшими издержками в сфере как производства, так и обращения.

На рубеже XX-XXI вв. логистика переходит в следующую стадию своего развития. Наиболее эффективное и производительное перемещение товарно-материальных ресурсов возможно при реализации интеграционной функции логистики, отвечающей за все аспекты перемещения ресурсов на всех стадиях воспроизводственного процесса. При этом важным фактором взаимодействия хозяйствующих субъектов в цепочке поставок, наряду с конкуренцией, становится долгосрочное сотрудничество, в рамках которого осуществляется взаимодействие и координация.

Для удовлетворительного решения подобной задачи необходимо учитывать, что среда, окружающая фирму, стала более динамичной, изменчивой. Это предъявляет к фирме повышенные требования в отношении гибкости, способности оперативно реагировать на большое число внешних факторов. Так, принципы научной организации производства и сбыта, ориентации на потребителя пришлось дополнить рядом других условий: учетом экологических последствий деятельности фирмы, характером ее хозяйственных связей с другими фирмами, особенностями отношений с государством, социальной ответственностью фирмы. Претерпел изменения и маркетинг, превратившись из рыночного, ограниченного только направленностью на покупателя, в социально-этический, ориентирующий фирму на учет всех внешних условий ее деятельности (при сохранении ведущей роли потребителя). Таким образом, наряду с другими сферами пауки и предпринимательства оказалась востребованной на новом уровне развития рыночной экономики и логистика.

По мнению западных экономистов, внедрение логистики в систему управления фирмы проходит в три этапа.

  • 1. Фирмы централизуют транспортировку, внутри- и межфирменные перевозки, управление готовой продукцией, планирование и контроль логистики.
  • 2. Фирмы начинают централизованно обслуживать потребителей, обрабатывать заказы, вести обратную транспортировку.
  • 3. Ко всему перечисленному добавляется прогнозирование сбыта, планирование производства, проведение международной логистики.

Концепция логистики находит все более широкое использование. Она рассматривается лицами, принимающими решения в фирмах, как эффективный мотивированный подход к управлению с целью снизить издержки производства. Эта концепция ложится в основу экономической стратегии фирм: процесс логистики используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход позволяет обеспечить тесную координацию логистического обеспечения и производственной стратегии. Если эта координация достигается, то результатом ее будут:

  • - нужный ассортимент запасов в необходимом месте в необходимое время;
  • - согласованность в передвижениях внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную до-станку в соответствии с экономическими требованиями;
  • - синхронность работ складского хозяйства, упаковки и транспорта, что позволяет минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции;
  • - синхронизация заказов и транспорта.

В последнее время наблюдается четкая тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход даст механизм внутрифункциональной кооперации в организационной структуре, благодаря чему снимаются многие конфликты. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды.

Так, фирмы, имеющие рыночную ориентацию, но реализующие развернутую номенклатуру продукции по одним и тем же каналам распределения, стремятся сгруппировать все виды деятельности по обслуживанию рынка и централизовать их.

Другие фирмы, сбывающие определенную номенклатуру продукции на отдельных рынках, не стремятся централизовать управление системой распределения. У них появляется тенденция к включению элементов системы логистики в общую структуру управления продуктовыми подразделениями. Следует указать следующие функции контроля и ответственности, возложенные на управляющего логистикой предпринимательской фирмы: производственное планирование и управление запасами; организация работы транспорта и перевозок; складское хозяйство; обеспечение продаж и выполнение заказов; складские операции на региональных складах; исследования в области логистики; совершенствование системы логистики; процесс снабжения; формирование и осуществление хозяйственных связей; управление поступающей информацией.

В последнее время в деловых отношениях фирм стал использоваться термин "легко выполняемый бизнес". Это - определение качества логистики, которое означает, что заказ получают без усилий, с применением электронной системы обмена информацией, запасы позволяют отгружать товар в соответствии с требованиями потребителей точно в запланированный срок, а при отсутствии необходимого количества ресурсов разработаны альтернативные варианты снабжения. Это качество поддерживают с помощью стратегии рассчитанного распределения. Суть ее заключается в проникновении на новые рынки, создании специфической рыночной ниши, предоставлении потребителю ряда уникальных услуг.

Современная производственно-коммерческая фирма для повышения своей конкурентоспособности заинтересована во всестороннем сотрудничестве со своими поставщиками и потребителями продукции. Сложность ситуации заключается в том, что их интересы далеко не всегда совпадают с интересами коммерческой фирмы. Так, главные интересы поставщиков заключаются в дальнейшем продолжении поставок, своевременном получении платежей, а также в высокопрофессиональном уровне хозяйственных связей и деловых отношений при заключении контрактов, закупках, доставке товаров и оказании услуг.

Предприятия

Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

Снизить запасы на всем пути движения материального потока;

Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

Снизить транспортные расходы;

Сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

По данным, приведенным в от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:

Наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;



Проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

Определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными .

Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: