БизнесАкадемия - Информационный сайт

Вам понадобится

  • - медицинская карта;
  • - сертификаты о результатах ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на исторический факультет;
  • - компьютер с доступом в интернет.

Инструкция

Убедитесь, что у вас нет заболеваний, которые могли бы воспрепятствовать вашему желанию стать археологом. У археолога должно быть здоровое сердце, он не должен страдать гипертонией, судорожными припадками, расстройствами слуха и речи. Препятствием является сахарный диабет, геморрой, некоторые кожные заболевания, сильное снижение зрения с невозможностью коррекции, болезни органов пищеварения и системы выделения, а также инфекционные болезни, перешедшие в хроническую форму. Археолог не должен страдать наркотической или алкогольной зависимостью. Пройдите обследование и проконсультируйтесь с участковым врачом.

Археология – это специализация, которую получают на старших курсах исторических факультетов. Есть и специализированный вуз, имеющий филиалы в разных городах России – Московский археологический институт. Начать же подготовку к будущей научной деятельности можно и в колледже (в частности, педагогическом с социальной направленностью). Вам нужна специальность 050401 – История. Но в дальнейшем вам все равно придется поступить в высшее учебное заведение.

Если же вы хотите поступить в институт сразу после школы, тщательно изучайте не только историю и предметы, необходимые для получения аттестата, но и такие дисциплины, как физика, химия и география. Все эти науки вам пригодятся в работе. Очень полезным будет также умение рисовать и работать с фотоаппаратом. О том, по каким учебным дисциплинам вам понадобятся сертификаты, вы можете узнать на сайте высшего учебного заведения после 1 февраля, но в любом случае сертификат вам понадобится.

Наберите в поисковике следующие специальности: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение. Посмотрите, в каких вузах можно получить эти специальности с квалификацией « истории», «магистр истории» или «учитель истории». Выберите тот, в котором есть кафедра археологии. Пройдя специализацию на этой кафедре, вы можете получить квалификацию 72251 – Археология.

Обратите внимание

Если по каким-то причинам вы не смогли поступить в специализированное учебное заведение, вы все равно можете заняться археологией. В частности, военной. Для этого достаточно записаться в поисковый отряд, который есть в любом крупном городе, а также во многих поселках. Поисковики занимаются преимущественно поисками останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это – увлекательное и полезное хобби. Впрочем, для многих бывших военных оно становится самой настоящей профессией. При желании вы сможете создать и свой поисковый отряд, зарегистрировав его в Фонде поисковых отрядов. Помните, что увлечение это требует дисциплины, аккуратности, хорошего знания истории мест, где ведутся раскопки, и некоторых специальных навыков.

Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

- Я археолог. Уже более сорока лет я участвую в археологических раскопках на территории нашей страны.

Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

‑ Я мечтал стать искателем древних сокровищ.Моя мечта осуществилась и я рад этому, хотя я сам во многом способствовал ее осуществлению.

‑ Как пришло к Вам увлечение археологией?

‑ Сначала я собирал старинные деньги и предметы домашнего обихода, которые пылились на чердаках у родственников. В возрасте 14 лет, будучи школьником, принимал участие в археологических экспедициях Ростовского областного музея краеведения. Был подсобным рабочим. Тогда я понял, что это - мое призвание.

‑ Как сложилась Ваша дальнейшая судьба?

‑ В 1983 году, после службы в ВМФ, устроился лаборантом в Приморский отряд археологической экспедиции. В тяжелое для экспедиции время работал художником-реставратором и водителем. С 1988 - 1998гг. работал начальником археологического отряда. С 1999г. и по настоящее время - сотрудник Азовского научно-исследовательского бюро.

‑ Занимаетесь ли Вы научной деятельностью?

‑ Да, с 1986 года на основании Открытых листов я провожу самостоятельные научные исследования по археологии и нумизматике.

‑ Каков круг Ваших научных интересов?

‑ Сарматская археология, скифская археология, изучение древностей эпохи переселения народов, античная и византийская нумизматика.

‑ Есть ли у Вас публикации по археологии?

‑ Какие раскопки, по Вашему мнению, были наиболее интересными?

‑ В 1987 г. неподалеку от Ростова-на-Дону была открыта серия погребений позднесарматской культуры, выделяющихся богатством и разнообразием погребального инвентаря. Некоторые вещи - крайне редкие или не имеющие аналогов. Об этих находках я подробно написал в книге «Позднесарматские погребения в устье Дона».

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

‑ Моя работа имеет много достоинств: свежий воздух, общение с людьми, интересные находки, возможность постоянно получать новые знания.

С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

‑ Самая большая проблема для нас - нехватка рабочих рук. Люди неохотно идут на подсобные работы. Часто нашей работе мешает погода. Из-за дождей приходится откладывать раскопки на неопределенное время.

Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

‑ С 1984г. по 1989г. я учился на историческом факультете Ростовского государственного университета. После этого несколько раз обучался на курсах повышения квалификации и постоянно занимался самообразованием.

Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

‑ Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как физическая выносливость, уравновешенность, аналитический склад ума, способность работать в команде, терпеливость, пунктуальность.

‑ Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

‑ Каждая наша находка - повод для творческой деятельности. Особенно это касается художников-реставраторов.

Из чего состоит ваш рабочий день?

‑ Если мы на раскопках, начинаем копать, осторожно отделяя слой от слоя, зарисовываем, записываем свои наблюдения, делаем осторожные выводы. Когда попадаются артефакты, переходим на кисточки. Если раскопок нет, работаем в музее.

Какие основные обязанности вы выполняете?

‑ Как у руководителя археологической экспедиции, у меня много обязанностей: найти жилье, позаботиться о питании сотрудников экспедиции, нанять людей на подсобные работы, вести необходимую документацию. Плюс всевозможные нюансы.

Что самое интересное в вашей работе?

‑ Конечно находки. Однажды нам попался позднесарматский курган, в южной части которого в годы Великой Отечественной войны был устроен немецкий блиндаж с ходами сообщений. Таких находок у нас еще не было.

‑ Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

‑ Я отвечу коротко - без нашего прошлого не будет и будущего. А археолог - это проводник из прошлого в будущее.

Приносит ли ваша профессия хороший доход?

‑ К сожалению, нет и в этом основной недостаток профессии.

‑ Людям творческим, целеустремленным, любознательным, настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей должны быть призванием. Археология не любит случайных людей.

Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

‑ Я думаю, что да. В последние годы, когда становление российской культуры приобрело большое значение, профессия эта стала гораздо престижнее, чем раньше. Археологи сегодня так же необходимы, как и геологи, участвующие в важных для страны экспедициях.

О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас.

‑ У археологии есть свои недостатки. Это: порой тяжелый физический труд, невысокие заработки, проблемы с личной жизнью из-за длительных археологических экспедиций. И необходимость постоянно пополнять свои знания.

Редко можно встретить профессию, более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций — эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена. (Цитата немецкого историка Э. Церен.)

Без достаточной доли фанатизма, авантюризма и любви к истории люди в археологию не приходят.

Тяга к древним временам, странам, цивилизациям, интерес к давно ушедшим и таинственным временам — вот что движет любителями «покопаться в песочке».

Как уверяют сами археологи, стоит тебе найти хотя бы несколько черепков посуды, сохранившихся, скажем, со времен средневековья — жажда прикоснуться к истории никогда тебя не покинет.

А чем же на самом деле занимается археолог?

Ученый-археолог может, к примеру, изучать останки затонувших кораблей на дне морском (морская археология), откапывать и осматривать все то, что осталось от человеческих поселений минувших веков (полевая археология) или с помощью специальных материалов и техник пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их буквально по крупицам (экспериментальная археология).

Личные качества

Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в различных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы.

Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как индивидуальной, так и в команде.

В большинстве случаев «охотники за древностями» орудуют лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой. Ну и без пресловутых кисточек для очистки найденных ценностей не обойтись.

Образование (Что надо знать?)

Умея правильно использовать лопату и обладая должным энтузиазмом вкупе с наличием некоторых денежных средств в собственном кармане попасть на раскопки не очень сложно.

Но для того, чтобы стать настоящим специалистом в своей отрасли, необходимо уметь делать целый ряд вещей.

Помимо глубочайших знаний в области истории, профессиональный археолог должен обладать навыками рисования, черчения, уметь фотографировать, обязательно владеть основами реставрации и консервации различных предметов из камня, глины, металла, дерева, кожи, ткани, кости и так далее.

Без специальных знаний по этнографии, антропологии, топографии, геодезии, геологии, без твердого владения информацией по вспомогательным историческим дисциплинам, такими как геральдика, сфрагистика, нумизматика, текстология археолог не может состояться как специалист.

Место работы и карьера

Основной род деятельности археолога — это проведение раскопок с целью поиска памятников старины и других исторически значимых объектов.

Археологи также находят себе применение в музеях, где занимаются обеспечением сохранности найденных при раскопках предметов, знакомят посетителей с находками и результатами их исследования, организуют выставки и подготавливают экскурсии.

А может вы войдете в историю как Генрих Шлиман, прославившийся своими находками в Малой Азии на месте античной (гомеровской) Трои, или как Говард Картер, который открыл гробницу Тутанхамона.

Родственные профессии:

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт социально-гуманитарных наук

Очная (4 года)

бесплатно (17 мест)
139 707

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье я расскажу, как стать археологом, рассмотрим достоинства профессии и уделим внимания истории возникновения археологии.

Археология – не просто наука, это ключик к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Неудивительно, что многие люди стремятся получить образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология – захватывающая и интересная профессия. Правда, не каждому суждено стать истинным археологом. Кроме тайн и романтики, подразумевается титаническая научная работа.

Археология – историческая дисциплина, которая изучает прошлое на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства и материальные блага, которые созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта.

Родиной археологии является Древняя Греция. Жители государства первыми начали изучать историю. Что касается России, здесь наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Поговорим о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать археологом.

  1. Терпение, творческий подход и аналитический склад ума . Если решили освоить профессию, следует понимать, что работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, систематизацией и анализом информации.
  2. Коммуникабельность . Человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Во время работы придется обмениваться информацией с коллегами, принимать участие в командной работе.
  3. Неприхотливость в быту . Приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Нелишне уметь делать уколы и оказывать первую помощь.
  4. Хорошая память . Память считается верным помощником археолога.

Археолог – прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она предлагает интересные экспедиции, раскопки могильников и городов. Если повезет, совершите большое открытие, которое принесет всемирную известность.

Пошаговый план действий

Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета.

  1. Чтобы успешно освоить профессию, для начала получите знания в школе по химии, истории, физики, географии.
  2. Обзаведитесь специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры.
  3. Получить профессию можно в университете. Однако, готовиться следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, придется поступить в колледж, избрав специальность «История».
  4. После окончания колледжа продолжите обучение в университете. Специальность выбирайте связанную с историей.
  5. В начале обучения станьте членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит принять участие в раскопках и реконструкциях.
  6. Посещайте археологические конференции для студентов и участвуйте в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом.

На этом статья не заканчивается и впереди ожидает интересная информацию. Если действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше.

Можно ли стать археологом без образования?

В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.

Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.

Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.

Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.

Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.

Преимущества археологии

  1. Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
  2. Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
  3. Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
  4. Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
  5. Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
  6. Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.

Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.

Археолог – это историк, изучающий культуру и быт людей, которые жили на планете в древние времена.

  1. Знание истории эпохи, которую исследует. Понадобятся и знания в областях, которые связаны с археологией. Речь идет о палеографии, научной реставрации, исторической хронологии и географии.
  2. Следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало общего. Список дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой.
  3. Придется освоить навыки топографа и геодезиста. Если намереваетесь работать в горной местности или под водой, обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания.
  4. Стоит подготовиться не только к постоянному туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая находки.

Чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Основной задачей является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность картины напрямую зависит от уровня знаний специалиста.

Найденный кусочек посуды ни о чем не скажет. Его приходится исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Археологи не фантазируют. Выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами.

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

  1. Здоровье . Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
  2. Зависимости . Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
  3. Образование . Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История». Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся.
  4. Навыки . Научитесь рисовать и профессионально фотографировать. Эти умения сделают работу более комфортной.

Получить образование несложно, но работать сложнее. Надеюсь, что пост поможет полезным.

Занимаясь археологией, побываете в разных уголках планеты, увидеть много интересного и получить массу приятных эмоций. Правда, помните, что работа еще и опасная. Если не нравится экстрим, попытайтесь себя найти в другой сфере деятельности. Удачи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Археолог

Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

*Кувшин XIII века найден во время раскопок в г. Иерихоне, на участке Правительства Российской Федерации.

Это первые работы российских археологов в древней Палестине за истекшее столетие.

От греч. archaios — древний и logos — учение.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.

Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.

Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

на территории Керчи.

Перу. Раскоп гробницы древней культуры мохо,

исчезнувшей за 700 лет до расцвета

Исследование русского парусника

первой половины VIII века,

затонувшего в Днепре.

Эксперимент «Неолитический дом» в Чатал-Гуюке,

древнейшем поселении Анатолии (Турция).

Постройка печи - конструкция и материалы,

типичные для неолита (по данным раскопок).

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).

Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная - поиск под водой;

Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.

Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.

А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Стать археологом можно, окончив

(со специализацией на кафедре археологии).

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация: выбор профессии для взрослых. Поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Книга Эльмиры Давыдовой поможет вам понять вашего ребенка и даже понять самого себя. Книга написана очень легко, в ней примеры из её практики. А практикует она профориентацию уже 12 лет.

по меньше низя! Сначала нужно научиться хорошо писать и читать по русски!

01/06/2016

Что такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. На эти сложные вопросы «Городу 812» помогали найти ответы Ольга Щеглова, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, доцент кафедры археологии СПбГУ, и Сергей Белецкий, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


1. Что такое археология?

Археология, осторожно формулируют специалисты, - это специальная дисциплина, которая изучает прошлое, опираясь на материальные древности, остатки человеческой деятельности. Наткнуться на археологический памятник вроде погребения Тутанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Нужны специальные знания и усилия, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

С середины ХIХ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Этот вопрос был предметом специального обсуждения в Петербургском археологическом обществе. Путем голосования тогда было принято решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

Многие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забывая о том, что 1700 год отстоял от голосования всего на полтора столетия. А от сегодняшнего дня на полтора столетия отстоит середина XIX века.

«Сейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствования Александра II, - говорит Сергей Белецкий. - Хотя, на мой взгляд, интересы археологии следует распространять и на древности ХХ века».

Ольга Щеглова с этим не согласна: археология начинается там, где мы перестаем понимать прошлое. Скажем, исследования захоронений Второй мировой войны - это не предмет археологии, потому что идентификация погибших и перезахоронение с почестями не ставят никаких научных задач.

«В одном раскопе в Пскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками НКВД, - не соглашается в свою очередь Белецкий. - И в слоях, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. Вот и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка ГУЛАГа. К чему я это говорю? Убежден, что археологически надо изучать не только древности, но и памятники новой и новейшей истории».

2. Возможны ли археологические сенсации в России?

Конечно. Вот самый свежий пример. Доктор наук Олег Шаров в январе-феврале 2016 года нашел на Тамани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII-VII веков до н. э. Это настоящее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех краях греческой колонизации. Ранее считалось, что первые колонисты заняли в районе современной Кубани пустовавшие земли.

3. На чьи средства ведут раскопки научные археологи?

У ИИМК РАН в последние десятилетия нет возможности строить самостоятельную политику в полевых исследованиях, в отличие, например, от Эрмитажа. Тем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвования, целевые программы Президиума РАН. Гранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых.

«Но это небольшие деньги, - уточняет Ольга Щеглова. - Кроме того, существует ряд дурацких и унизительных ограничений в их использовании, связанных с тем, что институт - бюджетная организация. Сегодня можно брать на работу в экспедицию коллегу из соседнего отдела, завтра - нельзя, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а сегодня - нет, и так дальше. Многие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследования: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки. Так поступаем не только мы: знаменитая Гнёздовская археологическая экспедиция МГУ ведет сейчас сетевой краудфандинг - собирает средства на покупку подержанного прибора для современной топосъемки. Я тихо радуюсь, что в СПбГУ это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. Что такое коммерческая археология?

«Признаем честно, - говорит Сергей Белецкий, - стройная система получения нового знания - это идеальный вариант научной археологии. Такой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. Теперь любые поисковые работы связаны с хозяйственной деятельностью. Прокладываются газопровод или шоссе, проектируется дом с подземным гаражом, планируется создание водохранилища. И всем этим работам должны предшествовать археологические изыскания, чтобы выявить в пространстве, отведенном под хозяйственное освоение, памятники, которым грозит уничтожение. И раскопать их».

В постсоветской России в 1990-е и в начале 2000-х возникло много самостоятельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским. В них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны памятников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. Многие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в АНО, НП. Те, кто остался на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

С другой стороны, в академических институтах в нефтяные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. Сейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. В это же время занятие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда рядом с научными появились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. В них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образования, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов - мало…

Иногда дело заканчивалось большим скандалом, рассказывает Ольга Щеглова. Около года назад в прессе было много сообщений о решении Пушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «НПФ Гамас», выполнявшей многочисленные заказы на археологические исследования перед строительными работами. Фирма была оштрафована на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы Яскелево в Гатчинском районе, а отчет представила фальшивый. Несмотря на то что в этом вопиющем случае «Гамас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и я не знаю, вступил ли приговор в силу.

«В условиях сегодняшнего кризиса появляется весьма реальная опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», - говорит Сергей Белецкий.

5. Где учат на археологов?

Главные центры с отдельными кафедрами археологии - в МГУ и СПбГУ, очень сильные развивающиеся школы в Новосибирском университете и в Казанском, школы с традициями существуют в Воронеже, Ижевске, Перми и дальше на восток: Кемерово, Тюмень, Томск и т.д. В 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

Сейчас СПбГУ набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «Хорошо, если мы доведем их всех до диплома», - говорит Ольга Щеглова.

«В школе я был троечником. Но профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», - рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Белецкий.

Сейчас доктор Белецкий мог бы и не попасть в университет. При поступлении учитывается только ЕГЭ, а не мотивация абитуриента.

«У нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ЕГЭ. Мы не встречаемся с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повлиять на зачисление, - говорит Ольга Щеглова. - С одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым ребятам из провинции. Но есть и другая сторона: тестовая уравниловка значительно затрудняет путь в образование профессионально ориентированных ребят, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. Часто они слабее сдают ЕГЭ и отсеиваются».

Особенно скверно, считает Щеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образования, в магистратуру: археологическое направление в России традиционно развивается в рамках исторического образования. Так что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придется анонимное эссе по истории, скажем, Второй мировой войны… И оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знания пока в расчет никто не возьмет.

Болонская система, примененная в России, тоже вызывает нарекания.

«Смысл болонской системы, - говорит Белецкий, - сокращение объема лекционных занятий и значительное увеличение объема индивидуальных занятий преподавателя со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполняет, преподаватель проверяет и затем обсуждает со студентом качество выполнения. К сожалению, наше Министерство образования заимствовало из болонской системы только идею сокращения лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов для индивидуальной работы преподавателя со студентом не предусмотрело. Получилась не болонская а болванская система. При нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходится тратить время на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных занятий - удар по профессиональной подготовке студентов».

«В существующем виде бакалавриат сломал хребет обучения археологии, - считает Щеглова. - Четыре года студенты учатся в основном как историки и не получают настоящего объема знаний по археологии «из рук в руки». В магистратуре на одной скамье оказываются бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себя под археологов. Уровень специальных знаний у них оказывается очень разным».

Но самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Это плохо, потому что археология во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Было время, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. Тогда вероятность ошибки в выборе профессии была практически исключена», - говорит Ольга Щеглова.

6. Где будут работать выпускники?

Примерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во всяком случае, с археологией не порвали, утверждает Щеглова. Основной «потребитель» выпускников СПбГУ, как ни странно, Эрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический ИИМК. Кроме этих двух мест выпускники устраиваются в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны памятников и идут преподавать.

7. Сколько времени археолог проводит в раскопе?

Практикующие археологи разные. Если специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух месяцев в год и в любой сезон. Этому предшествует период подготовки - научного обоснования проведения разведок или раскопок, подготовки к выезду. После раскопок - несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследования материала.

Нужно отдать должное, говорят наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справляются, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследования. Но таких мало, хотя это ученые разных поколений.

Основная часть коллег, постоянно ведущих охранные работы, становятся археологами-производственниками. Они овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позволяющий работать с памятниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не ставят.

«Еще одна часть сотрудников, в основном старшего поколения (а таких в академических институтах большинство), от полевой деятельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, - говорит Белецкий. - Основная задача этих исследователей - обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрения рассмотреть старые материалы».

8 .Чем западные археологи отличаются от наших?

«Мы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, - говорит Ольга Щеглова. - А в Европе крупные университеты готовят по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко десяток. То есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Но и это не обеспечит им работу в дальнейшем. Они вступают в конкурентную борьбу за гранты. И почти все меняют специализацию, ориентируясь на то, что востребовано.

Вместе с нами в отделе ИИМКа работает наш коллега из Германии Йенс Шнеевайс, он получил грант фонда Гумбольта. Долго занимался археологией Сибири, ездил в поле, писал статьи. Затем изучал раннеславянские памятники на Эльбе, работал в Белоруссии. Но получив грант, занялся российским Северо-Западом, теперь два года будет работать у нас. Это нормальная карьера специалиста».

9. Как с доходами у археологов?

С доходами - плохо. Либо они приличные, но нестабильные, либо постоянные, но мизерные. У выпускника будут проблемы. Мы все работаем в нескольких местах. Но в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология - это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: