Всем нам с детства знаком образ привлекательной и готовой в любую минуту прийти на помощь стюардессы. А некоторые даже мечтали освоить такую профессию. А можно ли стать стюардессой? И что для этого нужно?
Многие думают, что стюардесса – это обслуживающий персонал. По сути, такие люди действительно обслуживают пассажиров самолёта. Но есть и некоторые другие обязанности:
Вот требования, которые предъявляются к стюардессам:
Стоит отметить, что в разных авиакомпаниях требования могут быть разными, поэтому узнавайте всё заранее.
Итак, как стать стюардессой? Прежде всего нужно выбрать место, в котором вы будете обучаться, так как без справки об окончании курсов на борт вас не примут. Каждая крупная авиакомпания имеет на своей базе школы проводников. В некоторых обучение проводится бесплатно, но с условием, что после окончания курсов вы сразу подпишите договор с компанией и начнёте работать.
В других школах обучение платное, но место работы вы будете искать самостоятельно. Лучший вариант – узнать все компании города (или региона), проводящие обучение, выяснить условия и только тогда идти учиться.
Обучение длится от 3 до 6 месяцев. Вы будете изучать строение самолёта, особенности работы некоторых его приборов, правила пользования аварийно-защитными средствами, правила оказания первой помощи и особенности поведения в тех или иных ситуациях.
Кроме того, в современных школах имеются особые тренажёры, условия в которых приближены к условиям на самом настоящем самолёте. После обучения вы должны будете сдать экзамен. При успешной сдаче вам будете присвоена профессия бортпроводника 3-го класса.
Чтобы получить работу, вы должны будете пройти собеседование, на основании которого руководство примет окончательное решение. Крайне важно подготовиться к этому событию. Вспомните всё, чему вас учили на курсах бортпроводников, повторите пройденный материал.
Вас непременно будут спрашивать о том, как вы будете себя вести в тех или иных ситуациях. Заранее продумайте все свои ответы. Говорите уверенно, чётко, громко и спокойно. Будьте готовы к тому, что на собеседовании будет присутствовать сразу несколько человек, это не должно вас смущать, ведь стюардессы постоянно работают в большом скоплении людей.
Не стоит строить иллюзий, так как конкуренция в данной отрасли весьма велика. Конкурс составляет порядка 5-15 человек на место. Лучше подать резюме и пройти собеседования сразу в нескольких компаниях, а затем решать, куда именно идти.
Чтобы повысить квалификацию и получить должность бортпроводника второго класса, нужно отлетать определённое количество часов. Обычно такое количество составляет 2000 часов при условии ежемесячной нормы, равной 70-80 часам.
Через ещё 1000 часов вы сможете получить должность бортпроводника первого класса, он является высшим. Такие сотрудники востребованы и имеют возможность совершать международные перелёты на крупных лайнерах.
Зарплата стюардессы третьего класса в первое время будет составлять порядка 20-25 тысяч. При повышении квалификации до второго класса заработная плата возрастёт до 30 тысяч. А бортпроводники первого класса могут зарабатывать в месяц до 50-60 тысяч.
Перечислим преимущества профессии:
Теперь остановимся подробнее на минусах:
Теперь вы знаете о профессии стюардессы всё. Если вас всё ещё манят самолёты и небо, начинайте действовать, ведь ваша мечта может сбыться!
Профессия стюардессы считается романтичной: большую часть времени проводишь в небе, можешь увидеть мир, познакомиться с разными людьми. Однако на деле это тяжелый труд, который по силам немногим.
Бортпроводником я работала всего один год. Попала в эту профессию случайно. Наудачу отправила резюме в несколько авиакомпаний, и меня пригласили на собеседование. Так и началась моя жизнь в небе.
Жесткий отбор
На собеседовании нас было 15 человек, всех собрали в офисе авиакомпании, рассказали о работе, правилах. Затем стали приглашать по одному в кабинет, где задавали стандартные вопросы: «Почему вы хотите работать в этой сфере?», «Знаете ли вы, что это непростая профессия?» и т.д. Кстати, представление о том, что стюардесса должна быть модельной внешности - миф. Обращают внимание только на рост (чтобы помогать доставать багаж низкорослым пассажирам) и вес (чтобы удобно лавировать в узких проходах).
Когда вступительные испытания оказались позади, оставшихся отправили на медкомиссию. На должность бортпроводника подходят только люди с идеальным здоровьем. Даже кариеса не должно быть - попросят его вылечить и прийти на повторный прием.
Заключительный этап -психологический тест. Опытный психолог проверял мою стрессоустойчивость, быстроту реакции, склонность к перемене настроения. Я старалась держать себя в руках, но когда я вышла из кабинета, тряслась, как осиновый лист. Но все равно чувствовала себя счастливой: я справилась!
Тяжело в учении...
На курсах, которые длились 2 месяца, нас учили самым разным вещам - от
внутреннего устройства самолета до принятия родов на борту. Объяснили, как вести себя с буйными, подвыпившими пассажирами. Мы плавали в бассейне, спасали утопающих, делали искусственное дыхание, накладывали жгуты, останавливали кровотечение, учились пользоваться огнетушителем.
После обучения я отлетала 7 рейсов в качестве стажера. Я была частью команды бортпроводников, но мне не платили деньги - я считалась учеником. В конце стажировки я отправилась в рейс с инструктором, который оценил мою работу и вынес вердикт: «Годна к самостоятельным полетам».
В первый же мой полет я столкнулась с неадекватным поведением пассажира. Не знаю, чем я ему не угодила, но он высыпал свой обед на соседнее сиденье и сказал: «Убирай». К счастью, в мои обязанности уборка не входила, и мужчине пришлось провести весь полет в компании своего обеда.
был случай, когда самолет попал в сильную турбулентность, и нас трясло, как на американских горках. Помню, одна женщина в ужасе закричала: «Мы разобьемся!» и забилась в истерике. Мне пришлось успокаивать ее, как маленького ребенка. И хотя нам всем было страшно, мы были обязаны сохранять спокойствие и вселять пассажирам уверенность в том, что все будет хорошо.
Кстати, на случай террористического акта или аварии есть кодовое слово, известное только экипажу. Оно используется, чтобы предупредить капитана, и каждый раз новое - мы узнаем его за несколько минут до полета.
...но и в бою не просто
К сожалению, часто приходится сталкиваться с хамством. Русские отличаются от европейцев. Иностранцы всегда вежливы, благодарят. Наши же считают, что бортпроводник - это прислуга, и относятся к нему соответственно. Основная задача стюардов -обеспечение безопасности во время полета. Бывает, я прошу пассажира придвинуть кресло, и он спрашивает. «Зачем?» Не могу же я ему сказать, что при жесткой посадке сидящая сзади женщина может удариться - нам запрещено нагнетать обстановку. Глупые вопросы порой выводят из себя, но приходится улыбаться и повторять просьбу еще раз. Некоторые пассажиры любят пошутить и задают вопросы из серии: «Где падать будем?», «Дотянем ли?» Бортпроводники не видят ничего забавного в таких шутках. Вам, конечно, никто этого не скажет, но знайте: в этот момент вы очень раздражаете стюардессу.
Когда самолет приземляется, пассажиры, как правило, хлопают - благодарят пилота. Но пилот не слышит аплодисментов, он отделен от салона бронированной дверью. Правда, мы всегда передаем ему: пассажиры довольны и аплодировали. Любому человеку приятно, когда его труд ценится.
На перелеты в качестве пассажира нам положена большая скидка - мы платим всего 10% от стоимости билета. И один раз в год полагается бесплатный перелет в любую точку мира.
Зарплаты у бортпроводников хорошие - от 50 до 80 тысяч в зависимости от количества рейсов. Плюс стюардесса может подзаработать: например, пересадить пассажира из эконом-класса в бизнес-класс или продать алкоголь. Цены здесь не фиксированные, кто сколько предложит.
Эта профессия не для слабых духом, зато скучать не приходится! С рождением ребенка моя жизнь изменилась, и я спустилась с небес на землю. Теперь небо мне только снится.
На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.
Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.
Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков ‑ хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.
Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.
Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.
Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.
На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.
В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).
Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.
Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.
Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.
Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.
Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или актрисой. Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы. Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.
Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или . Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы . Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.
Но так ли прекрасна профессия стюардессы, как это кажется с первого взгляда? Действительно ли работа бортпроводницы – это сплошной праздник и феерия незабываемых впечатлений? На самом деле профессиональная деятельность "небесных ангелов" (именно так иногда называют стюардесс) имеет целый ряд особенностей, из-за которых эту профессию можно назвать не только интересной, но и невероятно тяжелой. А вот что это за особенности вы узнаете в рамках данной статьи.
Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются "хозяйками" салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания "Боинг" впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого ). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.
Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.
Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому "небесные ангелы", прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:
Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.
Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.
Немаловажен также и тот факт, что "небесные ангелы" имеют возможность не только (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.
Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.
Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко "небесным ангелом" становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на "пенсию", поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.
Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.
Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:
Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России , к которым можно отнести.
Сколько зарабатывают бортпроводники? Какие обязанности у людей с профессией бортпроводник. Узнайте из статьи, где выучиться на бортпроводника и какой график работы у бортпроводников.
Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.
Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?