Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги!
Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября этого года.
При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий, родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.
21 декабря 2010 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» N 436-ФЗ (одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.) и был подписан бывшим президентом Дмитрием Медведевым.
Законом введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.
Закон вводит единые нормы для СМИ, книг, аудиовизуальной продукции, компьютерных программ и баз данных, затронув интернет и мобильный контент. Согласно статистике, именно российские дети больше всех страдают от психологического давления в интернете. Новая классификация информационных и развлекательных продуктов должна оградить детскую психику от травмирующего опыта.
Как заявляют психологи, восприняв предосудительную информацию, маленький ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни или даже развившееся психическое расстройство. Понять, что тот, или иной продукт опасен, помогут так называемые знаки информационной продукции, представляющие собой графическое или текстовое обозначение классификации.
Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.
Закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.
По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить ребенка переключить канал».
Также документ запрещает показ опасных для психики ребенка программ с 4 до 23 часов по местному времени. А с 1 сентября 2012 года все интернет-кафе и клубы обяжут использовать программно-аппаратные средства блокировки опасной информации. Журналы же с «плохими картинками» станут продавать только в запечатанных упаковках.
Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Но доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.
Согласно закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее
профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
В таких средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещение информационных знаков можно проконтролировать.
С информацией, размещенной в телекоммуникационных сетях, дело обстоит значительно хуже. Массовое бесконтрольное размещение информации в Интернет невозможно проконтролировать и оценить возможный вред, который эта информация может нанести здоровью и развитию детей. В настоящее время практически любой человек может выложить в Интернет текстовую, аудио- или видеоинформацию. Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера.
Мы, педагоги призываем вас, родителей, в это сложное время контролировать свободное время вашего ребенка. Конечно, не доводить до абсурда, поставив жизнь ребенка под тотальный контроль, а постараться сформировать доверительные отношения со своим ребенком, чаще беседовать с ним, в дружеской беседе можно узнать любую информацию: с кем ребенок дружит, чем интересуется, какие отношения в школе с друзьями, учителями.
Существует множество программ и фильтров, которые помогут контролировать открытие нежелательной информации и устанавливать время, которое можно проводить в Интернете. Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, помимо функций ограничения пребывания ребенка за компьютером, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений - создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие - нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Самыми распространенными являются два варианта ограничений:
Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска - это программы обмена мгновенными сообщениями (icq, skype и т.п.). Ребенок наивен, он можно нечаянно рассказать незнакомцу ваши личные данные. Злоумышленники хитры, они прикидываются ровесниками, невзначай задают каверзные вопросы. Напрашивается и вторая опасность - собеседники ребенка могут научить его, в лучшем случае, мелким пакостям, а о примерах серьезных бед лучше даже не вспоминать. Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, например, адрес, номер школы или телефона, то происходит блокировка отправки сообщения.
О том, какие программы устанавливать на своем компьютере каждый решает для себя сам. Рекомендовать какую-либо программу мы не можем.
Тем не менее, о том, что проблема родительского контроля давно стала общей, говорит то, что средства для ограничения доступа к приложениям, играм и сайтам были включены в состав операционной системы Windows.
Если Вы опытный пользователь и можете самостоятельно осуществлять манипуляции на компьютере, предлагаем следующее:
В конце своего выступления в качестве размышления над данной проблемой хочу предложить вам отрывок из телевизионной передачи.
Спасибо за внимание!
Одним из органов власти РФ (конкретно: Государственной думой) был предложен закон (номер 436-ФЗ), который должен оберегать детей от ресурсов, которые содержат неподходящий для них контент . Совет Федерации одобрил эту идею.
Главная причина создания этого закона – свободный интернет. С развитием технологий появились возможности выходить в сеть практически из любой точки земного шара. Но ведь в интернете почти что нет цензуры , ребенок может наткнуться на нежелательный для его развития контент.
Сведения, которые детям не следует получать (упомянуто в ст.5):
Следующие сведения нельзя распространять среди несовершеннолетних (ч.3):
Детей необходимо оберегать от нежелательного контента ради их блага. Чтобы помочь родителям, государство старается использовать свои полномочия для ограждения ребенка от вредной информации . Что конкретно делается для этого:
Интернет нередко называют огромной помойкой, и это неспроста. Огромные объемы бесполезного мусора, среди которого иногда можно отыскать что-то стоящее. Но для того, чтобы это совершить, придется пройти по миллионам абсолютно бессмысленных ссылок.
Именно из-за захламленности в ст.14 п.2 прописана такая особенность распространения: на сайте может быть указан знак информационной продукции (показатель возрастного ценза).
Перед радиоэфиром тоже следует объявлять возрастные ограничения (ст.13 ч.4).
Основным предупреждением как раз и является знак информационной продукции. Он обязан использоваться всегда, кроме случаев , предусмотренных в ст.11 :
Отличается ли защита детей от вредоносного контента от других видов защиты? Конечно, еще как:
Подобные сведения, наносящие ментальные вред, могут крайне пагубно отразиться на становлении и развитии человека. Разум ребенка мягкий и податливый, на него очень легко оказать влияние. По этой причине информация, поступающая в мозг, должна тщательно фильтроваться .
О порядке данного процесса написано в ст.17 :
Экспертами могут стать граждане, имеющие высшее психологическое (или аналогичное) образование . Исключениями являются (ст.17):
ВАЖНО! Экспертиза должна быть полностью выполнена (сделан вывод, доказана или не доказана вредность контента) за тридцать дней. Необходимо наличие как минимум двух экспертов.
Существует два вида экспертиз (ст.17):
Результатом проделанных усилий является экспертное заключение , которое содержит в себе (ст.18):
Проводимая экспертиза контролируется специальными государственными органами. Они же выдают экспертам аттестат аккредитации. Существует специальный сайт, на котором уполномоченный человек из Правительства РФ выкладывает информацию об экспертах (ст.17 ч.4):
Порядок проведения экспертизы строго регламентирован.
Когда итоги подведены, власть делает нижеперечисленное (ст.19):
Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:
Такой вид контроля существует и замечательно помогает бороться с нежелательными ресурсами. Ст.20 гласит, что :
Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
В ст.21 подробно написано про данный вид . Если вкратце, то:
Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Очень важный вид контроля. Для маленького ребенка мнение родителей превыше всего. Справедливо, ведь родители хотят сделать для своего ребенка все возможное, чтобы он вырос здоровым.
Существует множество программ/приложений для электронных устройств , которые осуществляют родительский контроль. Они закрывают ребенку доступ на некоторые ресурсы, если он еще не достиг определенного возраста.
Ст.22 посвящена этой теме. В ней рассказывается о том, что придется понести наказание, предписанное законодательством. В основном, это штрафы в сумме от 5 до 20 тысяч российских рублей .
Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СПРАВКА. Однако в Уголовном Кодексе РФ есть статья о распространении порнографических материалов с несовершеннолетними. И за это уже грозит немалый срок.
Согласно ст. 1, данный закон не распространяется на контент, содержащий подобную информацию, если :
Необходимость принятия закона об информационной безопасности детей была вызвана стремительно растущей статистикой использования информационных ресурсов, в частности, Интернета, несовершеннолетними лицами. Сегодня редко у школьника нет смартфона или планшета с выходом в сеть, в которой их может ожидать встреча с материалами, пропагандирующими порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя, способными травмировать психику ребенка и исказить его морально-нравственные ценности.
Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят 29 декабря 2010 года. Последние поправки вносились в закон в мае 2017 года.
Структурно закон представлен семью главами, включающими 23 статьи. Рассмотрим подробнее, обозначив тезисы:
Закон о защите детей от негативной информации согласно статье 5 ФЗ 436 распространяется, в первую очередь, на следующие материалы:
Также запрещена публикация информации о детях, которые пострадали в результате бездействия или преступления взрослых: их имен, возраста, фотографий, видеосъемок, записей голоса, данных о родителях, о месте жительства, учебы ребенка или работы родителей, — в общем, любой информации, которая может привести к идентификации личности пострадавшего ребенка и членов его семьи.
К ограниченной в распространении среди определенных возрастных групп негативной информации относят материалы:
Последние поправки, внесенные в закон к настоящему моменту, датируются 1 мая 2017 года. Введены были законом N 87-ФЗ о внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ. Также в 2017 были внесены коррективы в ФЗ №16. Подробнее .
Редакцию претерпел пункт 6 части 4 статьи 11 закона. Оборот контента, содержащего информацию, способную причинить вред здоровью или развитию ребенка без знака информационной продукции не допускается, кроме случаев:
6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.
Понятие аудиовизуального сервиса в обыденном понимании означает онлайн-кинотеатр, сайт с различного рода видео- и аудиоконтентом (например, популярная видеохостинговая компания YouTube).
Статья 14 об особенностях распространения информации посредством интернета была дополнена частью третьей , которая гласит, что такой сервис должен включать текстовое предупреждение об ограничениях распространения публикуемого материала среди детей согласно установленным законом категориям (0+, 6+, 12+, 16+) или знак информационной продукции (в том числе в той форме, в которой его сможет идентифицировать компьютер или программа — т.е. в виде кода). Классификация осуществляется владельцами самостоятельно с соблюдением требований закона ФЗ 436.
Полностью ограждать ребенка от волнующей, «запретной» и негативной информации до самого его совершеннолетия — во-первых, бессмысленно, во-вторых, опасно. Доступ ко «взрослому контенту» должен открываться поэтапно, в согласовании с возрастом ребенка. С этим фактом связана необходимость градации информационной продукции по возрастным категориям. Каждая последующая категория (см. гл. 2, статьи 7-10 закона) может содержать материалы, включенные в предыдущие возрастные категории информационной продукции:
0+ или возраст до 6 лет: материал может эпизодически содержать неправдоподобное изображение или описание насилия (кроме сексуального) при следующих условиях:
6+: допускаемая к обороту продукция для данной возрастной категории может содержать следующие элементы (если это оправдано жанром):
12+: при условии, что это оправдано жанром или сюжетом произведения, могут содержаться следующего рода изображения и описания:
Сегодня закон обязывает все информационные ресурсы, будь то интернет-сайты, телевидение, радио или иной источник, градировать размещаемую информацию по допустимости ее демонстрации для той или иной возрастной категории. Однако следует помнить, что детей воспитывает не компьютер, телевизор или гаджет, а родители. Потому чаще общайтесь с детьми, будьте в курсе их интересов и занятий.
В Российской Федерации с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436, который был принят 29 декабря 2010 г. В виду того, что информация является продуктом массового потребления, к ней предъявляется определенные требования, относящиеся как к её качеству, так и к содержанию. С целью создания правовых механизмов для ограждения и защиты детей от той информации, которая может причинить им физический или психический вред и был принят этот закон. Однако стоит отметить, что государство не может в полной мере ограничить ту информацию, которая доносится до ребенка и решающую роль здесь должны играть родители или опекуны, объясняющие ребенку что является хорошей информацией, а что нет. В данной статье разберемся, что представляет из себя закон о защите детей от вредной информации.
Стоит отметить, что законопроект о защите детей от информации не был создан сам по себе, до него были приняты несколько других Федеральных законов, которые содержат запреты пропаганды употребления некоторых веществ, распространение или употребление которых в России запрещено или ограничено. Также, стоит отметить, что до того, как в России был принят закон о защите детей от вредоносной информации, в некоторых регионах страны были приняты местные законы, которые также запрещали пропаганду среди детей употребления алкоголя, табачной продукции и т.д.
Закон о защите детей от информации не предусматривает какой-либо определенной ответственности за его нарушение. Его нарушение устанавливается в соответствие с законодательством РФ и, как правило, нарушитель привлекается только к административной ответственности.
Закон о защите детей 2012 для большинства населения нашей страны проявляется в информировании возрастной доступности того или иного вида информации. Например, на телевидении появились значки, указывающие на ограничение по возрасту передачи. В самом законе указываются практически все средства распространения информации в России, такие как радио, телевидение, печатные издания и Российские интернет-ресурсы.
Информация, распространяемая в нашей стране может быть условно поделена в соответствии с законом:
В Российской Федерации ограничивается информация, содержащая кадры с насилием, с элементами жестокости, а также с кадрами катастроф и сценами сексуального характера. В частности, информация может ограничиваться в соответствии с формой её распространения, например, она по разному может ограничиваться на телевидении, радио и в интернет ресурсах.
Закон о защите детей от негативной информации определяет запрещенную информацию, к которой необходимо отнести информацию порнографического содержания, информацию, побуждающую к употреблению алкогольной, табачной и наркотической продукции и т.п.
То, что информация запрещена к распространению среди детей, не означает того, что она не может быть размещена в тех местах, которые доступны для детей. При этом ее нахождение определяется организационными и административными правилами, которые ограничивают в той или иной степени доступ к ней детей. Например, можно отметить продажу табака, когда запрещена выкладка сигарет на полках или журналы сексуального характера, которые упакованы в индивидуальную упаковку, ограничивающую просмотр продукции.
Закон о защите детей от информации регламентирует несколько категорий информации, в соответствие с возрастными ограничениями для детей, они состоят из:
Оценку по категориям проводит сам производитель информации с привлечением экспертов. При этом при оценке информационных материалов, внимание уделяется таким свойствам, как содержание информации, ее тематика, жанр и художественное оформление информации. Также, учитываются особенности восприятия информации детьми определенной возрастной группы с исключением негативного влияния для их здоровья и развития.