БизнесАкадемия - Информационный сайт

Требования к квалификации проректора

Согласно приказу Минздравсоцразвития:

Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет.

Типовой перечень проректоров ВУЗа

Обычно в структуре вуза имеются следующие проректоры:

  • проректор по учёбе (учебной или учебно-воспитательной или учебно-методической работе),
  • проректор по науке (научной или научно-исследовательской или научно-методической работе),
  • проректор по информатике (информатизации),
  • проректор по экономике (финансам, хозяйственной деятельности),
  • проректор по международным связям,
  • проректор по развитию,
  • проректор по маркетингу,
  • проректор по непрерывному образованию (профессиональному образованию),
  • проректор по общим вопросам,
  • проректор по административно-хозяйственной части (строительству),
  • проректор по коммерческой деятельности,
  • проректор по лечебной работе (в медицинских вузах)
  • проректор по кадровой работе и филиалам.

Иногда вводится должность первого проректора.

Проректоры принимаются на работу по трудовому договору, срок окончания которого, как правило, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. Распределение обязанностей между проректорами и другими руководящими работниками устанавливается приказом ректора.

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Проректор" в других словарях:

    - (ново лат., от pro вместо, и rector ректор). 1) помощник ректора в высшем учебном заведении. 2) в университетах: лицо, заступающее место ректора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОРЕКТОР… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПРОРЕКТОР, проректора, муж. (от лат. pro место и rector правитель) (устар.). Помощник ректора. Проректор по учебной части. Проректор по хозяйственной части. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Проктор, заместитель Словарь русских синонимов. проректор сущ., кол во синонимов: 2 заместитель (30) … Словарь синонимов

    Заместитель ректора … Юридический словарь

    ПРОРЕКТОР, а, муж. Заместитель ректора. П. по научной работе. | прил. проректорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    проректор - проректор, мн. проректоры, род. проректоров и в просторечии проректора, проректоров … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    проректор - , а, м. Помощник, заместитель ректора. * Проректор по учебной работе. * Проректор по научной работе. * Проректор по хозяйственной части. Верещагин, Костомаров, 1976, 85 … Толковый словарь языка Совдепии

    - (от лат. pro вместо и Ректор) заместитель ректора вуза (по учебной, научной, административно хозяйственной работе, по вечернему и заочному образованию и др.) … Большая советская энциклопедия

    См. Ректор … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    М. Помощник, заместитель ректора. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Портреты Кустодиева , Лебедянский Михаил Сергеевич. Михаил Сергеевич Лебедянский - доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, почётный член Российской академии художеств, проректор по международной деятельности…

Р’ЕКТОР, ректора, ·муж. (·лат. rector - управитель) (·ист.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Ректор духовной семинарии. Толковый словарь Ушакова

  • ректор - см. >> начальник Словарь синонимов Абрамова
  • ректор - 1. ректор, ректоры, ректора, ректоров, ректору, ректорам, ректора, ректоров, ректором, ректорами, ректоре, ректорах 2. ректор, ректора, ректора, ректоров, ректору, ректорам, ректора, ректоров, ректором, ректорами, ректоре, ректорах Грамматический словарь Зализняка
  • ректор - РЕКТОР -а; м. [от лат. rector - управитель, руководитель] Руководитель университета, духовного или другого высшего учебного заведения. Р. политехнического института. Р. духовной семинарии. ◁ Ректорский, -ая, -ое. Р. приказ. Р. кабинет. Р. флигель университета. Толковый словарь Кузнецова
  • Ректор - (лат. rector - управитель, заведующий) - в римской империи со времен Константина Великого так назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам. Со времен Возрождения... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Ректор - (от лат. rector - правитель, руководитель) руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения Р. назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции Р. называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»). Большая советская энциклопедия
  • ректор - РЕКТОР м. лат. начальник или старший в университете, учебных академиях или в семинариях; ректоров, что лично его; ректорский, ко званию его относящ. Ректорша жена ректора. Ректорить, быть ректором. Ректорство сан, звание, должность эта. Толковый словарь Даля
  • ректор - Заимств. в XVII в. из польск. яз., где rector < лат. rector «правитель», суф. производного от regere «управлять». См. директор. Этимологический словарь Шанского
  • ректор - ре́ктор род. п. -а, впервые в 1643 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 367; укр. ре́ктор. Через польск. rektor из лат. rēсtоr "правитель, управитель": regō, -еrе "управлять". Этимологический словарь Макса Фасмера
  • ректор - Ректора, м. [латин. rector – управитель] (истор.). Лицо, стоящее во главе управления высшим учебным заведением, а также духовным учебным заведением. Ректор университета. Большой словарь иностранных слов
  • ректор - РЕКТОР, а, мн. ы, ов, м. Лицо, стоящее во главе управления университетом и нек-рыми другими высшими учебными заведениями. | прил. ректорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • ректор - сущ., кол-во синонимов: 1 управитель 13 Словарь синонимов русского языка
  • ректор - орф. ректор, -а Орфографический словарь Лопатина
  • Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

    Студент — учащийся вуза.

    Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

    Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

    Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

    Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы.

    Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

    Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

    Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.


    Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

    Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

    Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

    Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


    К примеру, на стоматологическом факультете есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

    Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

    Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

    Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

    Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

    Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

    Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


    Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

    Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

    Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

    Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

    Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

    Любому студенту известна непререкаемая истина: на время учебы в вузе в его жизни есть только один царь и бог - это ректор. При этом, если за все время обучения не представится случая лично познакомиться с руководителем своей альма-матер, его дух настолько материализован во всех сферах студенческого бытия, что знакомство вполне можно считать состоявшимся.

    Однако время ректорской монархии в вузах, похоже, закончилось.

    Управлять отечественными высшими образовательными учреждениями отныне будут ректоры и президенты. Владимир Путин утвердил поправки к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», завершив тем самым эпоху единовластия в высшей школе. Как сказано в справке к законодательному документу, «совмещение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должностей ректора и президента не допускается».

    Согласно нововведению, теперь ректор должен возглавить менеджмент вуза. Другими словами, это управленец-администратор, который будет выполнять функции финансового и хозяйственного координатора, заботящегося о материальном благополучии учебного заведения.

    Президент же сосредоточивает свои силы на руководстве учебным и научным процессом и выполняет представительские функции, возглавляя ученый совет и занимаясь научно-исследовательскими проектами вуза. Из документа следует, что на должность президента может претендовать человек, «как правило, имеющий опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения». Иначе говоря, заслуженный, хотя и дееспособный, ректор-пенсионер. Госчиновники Министерства образования и науки считают, что такой подход в решении вопроса вполне гуманный, поскольку в этом случае идейный вдохновитель научного процесса, основываясь на своем богатом опыте, будет продолжать служить на благо процветания вуза. При этом реальная власть будет сосредоточена в руках действующего ректора.

    В архив отправлен и устоявшийся за последние годы демократический принцип выбора ректора, кандидатуру которого голосованием определяла конференция вуза, а уже затем утверждали госчиновники. Фактически теперь кандидата на высокую должность будут назначать государственные органы в зависимости от подчинения университета или академии.

    Тот, кто метит на должность ректора, должен предварительно пройти профессиональную аттестацию. В соответствии с законом его кандидатура будет предложена на согласование ученому совету вуза и после этого подлежит утверждению министерством.

    Естественно, что внесенные поправки меняют не только статус главного человека в вузе, но и его полномочия. Еще на стадии обсуждения проекта представители руководства образовательной системы на местах высказывали свое мнение по поводу нововведений, направив свои предложения в Министерство образования и науки РФ. Не со всеми положениями согласился и комитет образования Мурманской области.

    Как вы знаете, раньше на должность ректора человек выдвигался инициативной группой или самостоятельно, после чего решение ученого совета по выборам утверждал учредитель. Теперь кандидатуры на должность ректора рассматривает аттестационная комиссия и рекомендует ученому совету принимать на этот пост того или иного претендента. Это существенное изменение, которое мы поддержали. При этом мы рекомендовали предусмотреть согласование кандидатуры ректора с органом исполнительной власти РФ, на территории которого находится высшее учебное заведение, - подчеркнул заместитель областного комитета образования Виктор Штыков.

    Что касается второй части поправок - по введению должности президента, я своего мнения не изменил: учреждать в высшем учебном заведении эту должность нецелесообразно, так как это приведет к нарушению принципа единоначалия в управлении вузом, снизит уровень полномочий и ответственности ректора, будет способствовать созданию условий для соперничества «ректорского» и «президентского» центров управления. С введением должности президента появляется "двусмысленность и в отношениях вуза с внешними партнерами.

    Сомнения противников нововведения в продуктивности вводимого механизма управления вузами основываются на том, что новые поправки могут стать удобным методом отстранения ректоров от их традиционных обязанностей. Причем и корректность по отношению к ним вроде будет соблюдена, поскольку взамен прежнего поста им будет предложен президентский.

    Такие президенты уже появились в Петрозаводском государственном университете, Санкт-Петербургском техническом университете (бывший политехнический институт), так дойдет и до МГУ, - говорит Виктор Штыков. - Это можно только одним объяснить - группа влиятельных людей готовит для себя плацдарм. Есть очень много различных форм использования авторитета этих людей. Например, не пересекаясь с обязанностями ректора, они могут возглавлять общественный совет, который составляет прогноз, проводит экспертизу проектов и других важных документов. То есть обе стороны будут решать практические вопросы, и не дай бог, если вразнобой. То есть ситуация довольно двусмысленная, нарушается вертикаль власти - вот что самое главное.

    Обеспокоенность сторонников классического устройства отечественной альма-матер понять можно. По замыслу же российских законотворцев, президенту отечественного вуза вверяют самое дорогое - интеллект, освобождая достойнейшего мудреца от бренных проблем по содержанию вуза. Обсуждая проект документа на совещании союза ректоров, состоявшемся недавно в Москве, многие руководители крупнейших вузов страны были солидарны в том, что в учреждении должности президента есть не только логика, но и крайняя необходимость.

    Для ректоров российских вузов существует возрастное ограничение на этом посту - 65 лет. Но, как правило, все это люди с богатейшим опытом, имеющие заслуженный авторитет, причем не только в научной среде, - пояснил участник совещания ректор МГПУ Роман Трипольский. - По достижении этого возраста переводить таких людей, допустим на кафедры, все равно что закапывать мощнейший потенциал вуза в землю. Поэтому в последнее время многие вузы по собственной инициативе стали вводить должность президента, а ректорский состав обновлять людьми более молодого поколения, которые могут гораздо продуктивнее осуществлять руководство. Ведь сейчас деятельность университетов и академий сопряжена с обширной исследовательской деятельностью, работой по грантам и так далее. Все это требует грамотного финансового менеджмента. А поправки, внесенные в закон, как раз отвечают давно назревшей потребности - разграничить полномочия двух руководителей вуза. Поэтому я только приветствую эту инициативу.

    Однако при всей авторитарности отечественной системы образования разработчики нового документа сохранили и ее демократические устои. Вводить или не вводить должность президента для уходящего ректора - этот выбор остается за вузом. Если нет необходимости в президенте, то система его руководства остается прежней, так же как и традиционные выборы ректора, так как Федеральный закон «О статусе ректора» остается в силе.

    В том, что государство будет участвовать в назначении ректора там, где предполагается наличие президента, по мнению Романа Трипольского, есть еще очень существенный положительный фактор.

    Это действительно позволяет застраховаться от прихода в вуз недобросовестных рейдеров, как это произошло в некоторых столичных вузах. Кроме того, ученый совет вуза имеет все полномочия отклонить кандидатуру на пост ректора, рекомендуемую министерством, и предложить свою.

    Правда, в переходе к зарубежной модели руководства вузом есть одно «но». В мировой практике президент учебного заведения имеет более весомый статус. Он даже имеет полномочия приостановить решение ректора. Все взаимоотношения с внешними сторонами, в том числе и международными, осуществляет тоже президент, ректор же осуществляет руководство только учебным процессом, участвует в работе попечительского совета и общественных организаций по аналогии с существующим монархом в парламентской республике.

    Однако в России решили не отказываться от классических традиций - главным человеком в вузе все же остается ректор.

    | Максим Смирнов | 21780

    Благородными нас делают не знания, а любовь и стремление к науке и истине, возникающие тогда, когда человек начинает получать знания.

    Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

    Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

    Структура вуза

    Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

    Факультет

    Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

    Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

    Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

    Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

    Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

    Научная – изучение различных дисциплин;

    Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

    Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

    Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

    Кафедра

    Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

    Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

    Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

    Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

    Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

    Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, экономики, информационных систем

    Деканат

    Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

    Основные задачи деканата:

    Совместная работа с приемной комиссией;

    Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

    Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

    Контроль за успеваемостью студентов;

    Ведение всех необходимых документов и другие.

    Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

    Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

    Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: