Войти
Войти
Меню
Вернуться обратно
Блог академии

Повышенная утомляемость ребенка

Утомление в конце дня, после физических нагрузок или продолжительной интеллектуальной работы — это естественно. Организм успеет восстановится к следующему заходу.
Но если не успевает, и ребенку тяжело дается выполнение своих обязанностей — это может быть признаком хронической усталости.

Симптомы хронической усталости
Заметить их нетрудно:
  1. нехватка энергии даже во время, когда ребенок не испытывает сильных нагрузок (выходные или каникулы);
  2. проблемы со сном: плохо засыпает и тяжело просыпается. Даже продолжительный сон не избавляет от постоянной сонливости;
  3. сниженный аппетит;
  4. капризность: ребенок плачет, упирается, не хочет ничего делать, часто раздражен.
Но начать что-то подозревать — это самое простое. Куда труднее понять, почему это состояние возникло.

Причины хронической усталости
Она может быть одна — заболевание. И тогда нужно справляться именно с ним. Как правило, помимо утомляемости проявятся и другие симптомы.
Или целый комплекс — физических и социальных факторов.
Физические:
  • сбитый режим дня;
  • несбалансированное питание;
  • нехватка активности и свежего воздуха — прогулок.
Социальные:
  • неблагоприятная обстановка в детском саду, школе или дома;
  • повышенные нагрузки: домашние задания, кружки и мероприятия;
  • однотипность деятельности. Нет переключения на другие занятия.
Тут названы только самые очевидные причины. Среди них могут быть психологические расстройства, нехватка внимания или поощрения, неподходящие условия для работы: шум, духота и т.д.
Индивидуальные особенности: каждый ребенок по-своему реагирует на утомление. И само это утомление наступает у всех по-разному. Кому-то тяжело общаться с людьми, кто-то наоборот получает от этого энергию. Одни ярко демонстрируют свою усталость, а другие впадают в апатию. А некоторые просто утомляются быстрее других — все это необходимо учитывать.

Как бороться с хронической усталостью
Обычное «дать отдохнуть» вряд ли сработает. Отдых нужен для профилактики, когда переутомления еще нет. Как раз чтобы оно и не наступило.
После такой паузы ребенок вернется в те же условия, что и вызвали в нем хроническую усталость. Поэтому необходимо уделить внимание этому:
  1. нормализовать сон. Ложиться и просыпаться в одно и то же время. При это продолжительность сна должна быть 8-9 часов;
  2. сбалансировать питание. Внедрить в рацион необходимо количество белков, жиров и углеводов. Если необходимо — ограничить потребление сладкого, мучного и фастфуда (включая чипсы, сухарики и т.д.);
  3. обеспечить комфортную среду. Во время выполнения уроков нужно соблюдать тишину, а процесс должен быть удобным — стол, освещение, проветриваемость комнаты. Если ребенок что-то не понимает — нужно ему объяснить;
  4. минимизировать стресс. Психологическое состояние ребенка должно быть стабильным;
  5. ограничить чрезмерные нагрузки. Со слишком большим количеством кружков и учебы не справится ни один ребенок. Как бы хорошо он не спал, и правильно не питался.
  6. или наоборот — разнообразить деятельность и повысить физическую активность. Недостаток смены задач и низкий уровень физических нагрузок — это так же плохо, как и их переизбыток.

Забота о центральной нервной системе ребенка
Дети чувствительнее, слабее и неопытнее, чем родители. Поэтому в вопросе организации жизни ими нужно незаметно руководить. Привить режим сна и питания, стимулировать желание менять занятия. Например, чтобы ребенок после просмотра телевизора сам хотел заняться чем-то активным.
Нужно уделять им время и делать это осознанно. Вместе заниматься чем-то интеллектуальным: решать задачки, собирать пазлы или рисовать. Спортивным: играть в мяч, гулять, посещать секции.
И поддерживать положительное эмоциональное состояние: хвалить за успехи и отмечать сильные стороны. Но не требовать слишком много. Ведь что-то ребенок будет делать плохо, а еще что-то — никогда не полюбит. Это нормально.
И да, когда его состояние наладится — не забудьте об отдыхе.
Детская психология