Но если не успевает, и ребенку тяжело дается выполнение своих обязанностей — это может быть признаком хронической усталости.
Симптомы хронической усталости
Заметить их нетрудно:
- нехватка энергии даже во время, когда ребенок не испытывает сильных нагрузок (выходные или каникулы);
- проблемы со сном: плохо засыпает и тяжело просыпается. Даже продолжительный сон не избавляет от постоянной сонливости;
- сниженный аппетит;
- капризность: ребенок плачет, упирается, не хочет ничего делать, часто раздражен.
Причины хронической усталости
Она может быть одна — заболевание. И тогда нужно справляться именно с ним. Как правило, помимо утомляемости проявятся и другие симптомы.
Или целый комплекс — физических и социальных факторов.
Физические:
- сбитый режим дня;
- несбалансированное питание;
- нехватка активности и свежего воздуха — прогулок.
- неблагоприятная обстановка в детском саду, школе или дома;
- повышенные нагрузки: домашние задания, кружки и мероприятия;
- однотипность деятельности. Нет переключения на другие занятия.
Индивидуальные особенности: каждый ребенок по-своему реагирует на утомление. И само это утомление наступает у всех по-разному. Кому-то тяжело общаться с людьми, кто-то наоборот получает от этого энергию. Одни ярко демонстрируют свою усталость, а другие впадают в апатию. А некоторые просто утомляются быстрее других — все это необходимо учитывать.
Как бороться с хронической усталостью
Обычное «дать отдохнуть» вряд ли сработает. Отдых нужен для профилактики, когда переутомления еще нет. Как раз чтобы оно и не наступило.
После такой паузы ребенок вернется в те же условия, что и вызвали в нем хроническую усталость. Поэтому необходимо уделить внимание этому:
- нормализовать сон. Ложиться и просыпаться в одно и то же время. При это продолжительность сна должна быть 8-9 часов;
- сбалансировать питание. Внедрить в рацион необходимо количество белков, жиров и углеводов. Если необходимо — ограничить потребление сладкого, мучного и фастфуда (включая чипсы, сухарики и т.д.);
- обеспечить комфортную среду. Во время выполнения уроков нужно соблюдать тишину, а процесс должен быть удобным — стол, освещение, проветриваемость комнаты. Если ребенок что-то не понимает — нужно ему объяснить;
- минимизировать стресс. Психологическое состояние ребенка должно быть стабильным;
- ограничить чрезмерные нагрузки. Со слишком большим количеством кружков и учебы не справится ни один ребенок. Как бы хорошо он не спал, и правильно не питался.
- или наоборот — разнообразить деятельность и повысить физическую активность. Недостаток смены задач и низкий уровень физических нагрузок — это так же плохо, как и их переизбыток.
Забота о центральной нервной системе ребенка
Дети чувствительнее, слабее и неопытнее, чем родители. Поэтому в вопросе организации жизни ими нужно незаметно руководить. Привить режим сна и питания, стимулировать желание менять занятия. Например, чтобы ребенок после просмотра телевизора сам хотел заняться чем-то активным.
Нужно уделять им время и делать это осознанно. Вместе заниматься чем-то интеллектуальным: решать задачки, собирать пазлы или рисовать. Спортивным: играть в мяч, гулять, посещать секции.
И поддерживать положительное эмоциональное состояние: хвалить за успехи и отмечать сильные стороны. Но не требовать слишком много. Ведь что-то ребенок будет делать плохо, а еще что-то — никогда не полюбит. Это нормально.
И да, когда его состояние наладится — не забудьте об отдыхе.