БизнесАкадемия - Информационный сайт

Тема 9

Международное частное валютное право

Богуславский, М. М.

Ерпылева, Н. Ю. Международное частное право: учебник. М., 2006.

Лунц, Л. А. Курс международного частного права. В 3 т. М., 2002.

Международное частное право: учебник/ под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2007.

Международное частное право: учебник/ под ред. Н. И. Марышевой. М., 2004.

Международное частное право: Иностранное законодательство/ сост. А. Н. Жильцов, А. И. Муранов. М., 2001.

Международные валютно‑кредитные и финансовые отношения/ под ред. Л. Р. Красавиной. М., 2002.

Рынок ценных бумаг: учеб. пособие для вузов/ под ред. Е. Ф. Жукова. М., 2004.

Общие начала международного частного валютного права

Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.

Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).


Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:

– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;

– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.

«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;

– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;

– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;

– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.

Валютное право существует как публичное и частное право, причем "публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право - это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей". В отечественной доктрине МЧП термин "международное частное валютное право" практически не используется. Употребляется понятие "кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом". Понятие "международное частное валютное право" зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств. Применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частноправовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельную подотрасль МЧП, имеющую устойчивый характер и особый предмет регулирования. Это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частноправового характера, связанные с иностранным правопорядком.

Предмет регулирования международного частного валютного права - международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Денежное обязательство направлено на уплату денежных знаков, т.е. на предоставление материальных вещей, исполняющих в обороте функцию средства обращения. "Валютой" принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов.

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство. В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа.

Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой4. В валютных обязательствах различаются:

  • - денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, - валюта долга;
  • - денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, - валюта платежа.

"Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне - фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате "100 фунтов стерлингов в долларах США", то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар - валютой платежа". В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об "эффективном платеже", что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно-кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица - это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей. Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования - SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяется между странами - членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран - участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с "мультивалютной оговоркой" в СПЗ3. Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе "корзины" валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица "золотой франк" (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR = 3,061 GR

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица ЭКЮ, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. - Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. ЭКЮ утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран - участниц ЕС введена единая валюта - евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

  • - уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;
  • - дефицит бюджета должен составлять не более 3% от валового внутреннего продукта, государственный долг - быть ниже 60% валового внутреннего продукта или стремиться к этому значению;
  • - страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;
  • - национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Основными формами организации морских перевозок являются линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Международная линейная перевозка оформляется коносаментом. Коносамент – это специальная расписка, удостоверяющая принятие перевозчиком груза для транспортировки его морем. Первая попытка определения международного статуса коносамента была предпринята в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (принята под эгидой Международного морского комитета). Конвенция вступила в силу в 1931 г. под названием Гаагские правила 1924 г. Эти правила представляют собой один из основных действующих источников унифицированных норм, регламентирующих имущественные отношения в области торгового мореплавания.
Ключевые положения Гаагских правил – это нормы об ответственности перевозчика. Правилами установлен обязательный минимум ответственности перевозчика и одновременно защищены его интересы: предусмотрены исключения из правил об ответственности и перечислены основания, освобождающее судно и перевозчика от ответственности. Гаагские правила основаны на принципе презумпции вины перевозчика.
Гаагские правила имеют диспозитивный характер и отличаются узкой сферой применения. Они содержат ограниченный круг унифицированных норм, регулирующих перевозку. Вне сферы действия Правил остались проблемы каботажа, чартера, погрузки, выгрузки.
В 1968 г. были приняты Правила Висби – дополнительный протокол к Брюссельской конвенции 1924 г. Правила Висби расширили сферу действия Гаагских правил, предусмотрев их применение к любому коносаменту. В Правилах 1968 г. закреплены нормы об усилении ответственности перевозчика, о повышении пределов его ответственности, увеличена оборотоспособность коносамента. В 1979 г. был принят Протокол об изменении Брюссельской конвенции 1924 г.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила) имеет более широкую сферу действия, чем Гаагские правила (охватывают перевозки животных, палубных и опасных грузов). Гамбургские правила установили дополнительно еще 13 обязательных элементов коносамента. Все нормы Правил имеют императивный характер. Установлен принцип презумпции вины морского перевозчика, сформулированный в общей форме (не в виде перечня оснований, исключающих ответственность), расширены пределы его ответственности. Из Гамбургских правил исключены нормы об освобождении от ответственности при навигационной ошибке. По сравнению с Гаагскими правилами увеличены сроки исковой давности по требованиям к перевозчику. Гамбургские правила содержат целый конгломерат норм об арбитраже и юрисдикции: правило о множественности юрисдикции, возможность подсудности по выбору истца, отказ от практики решения вопроса о подсудности на основе пророгационного соглашения сторон, возможность арбитражного рассмотрения спора при наличии арбитражной оговорки.
Морские перевозки пассажиров регулирует Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. В Конвенции определено понятие международной перевозки пассажиров. Афинская конвенция восприняла многие нормы Брюссельской конвенции – ответственность перевозчика за ущерб, принцип пре-зюмируемой вины перевозчика, установление пределов его ответственности и освобождение от ответственности в случае виновного поведения пассажира. Бремя доказывания возложено на перевозчика. Афинская кон вен ция предусматривает воз мож ность по вы ше ния пределов ответственности перевозчика на основе точно выраженного письменного соглашения между пассажиром и перевозчиком. Нормы Конвенции вводят в оборот новое понятие «каютный багаж». В настоящее время Юридический комитет ИМО разрабатывает проект Протокола относительно финансовой безопасности к Афинской конвенции, предусматривающий изменения в порядке исчисления пределов ответственности перевозчика.

7.6. Отношения, связанные с риском мореплавания

Общая авария – один из самых древних институтов морского права (VIII в. до Р.Х.). В основе этого понятия лежат определение общеаварийных убытков и идея о том, что расходы, произведенные разумно и намеренно для общего спасения всех участников морской перевозки (т. е. морского предприятия), независимо от того, кем они были произведены, должны распределяться между «судном, грузом и фрахтом» пропорционально стоимости принадлежащему каждому имущества. Общая авария (общеаварийные убытки) – это убытки, понесенные кем-либо из участников морского предприятия вследствие выброса части груза за борт и т. п. и подлежащие распределению между всеми участниками морского предприятия.
Регулирование отношений по общей аварии предполагает отказ от применения коллизионных норм. Основную роль здесь играет частная неофициальная кодификация единообразных обычаев торгового судоходства и мореплавания – Йорк-Антверпенские правила 1949 г. об общей аварии (в редакциях 1950, 1974 или 1994 гг.). Йорк-Антверпенские правила представляют собой свод международных обычаев относительно того, какие убытки могут считаться общеаварийными и как определяется их распределение.
Применение Йорк-Антверпенских правил зависит от специального соглашения между сторонами договора перевозки. Такое соглашение фиксируется в условиях чартера или коносамента. Стороны вправе на основе соглашения вносить изменения и дополнения в Йорк-Антверпенские правила и применять их в любой редакции. Большинство норм национальных законов об общей аварии имеет диспозитивный характер, что дает возможность практически неограниченного применения Йорк-Антверпенских правил. В законодательстве некоторых государств предусмотрено субсидиарное применение этих правил.
Диспозитивный характер национальных законов является основой юридической силы Йорк-Антверпенских правил о толковании норм об общей аварии. Их применение исключает действие любых законов или обычаев, противоречащих Правилам. Оговорка Джексона – пример изменения Йорк-Антверпенских правил (доля общеаварийных убытков может быть отнесена на счет грузовладельца и тогда, когда причиной общей аварии явилась навигационная ошибка). Йорк-Антверпенские правила имеют ограниченную сферу действия и регулируют далеко не все вопросы общей аварии.
Отсутствие соглашения сторон о применении Йорк-Антверпенских правил представляет собой основу для определения общей аварии по нормам национального права. В данном случае возникает необходимость коллизионного регулирования. Коллизионные привязки, применяемые при общей аварии, отличаются по своему содержанию от традиционных коллизионных начал. Например, установлено специальное коллизионное понятие «порт, в котором судно заканчивает рейс» – это порт, в котором перевозка груза иностранным судном прекратилась, потому что этот порт является портом назначения, либо из-за того, что судно было не в состоянии продолжать перевозку и вынуждено выгрузиться в данном порту. Закон порта выгрузки является господствующей коллизионной привязкой при определении рода аварии и распределении общеаварийных убытков, поскольку существует тесная связь между содержанием правоотношений по общей аварии и портом выгрузки.
Отношения по общей аварии регулируются и на конвенционном уровне: например, согласно Соглашению Монтевидео о праве, применимом к международному торговому судоходству, 1940 г. общая авария устанавливается и распределяется в порту назначения, а если он не достигнут, то в порту выгрузки. Изъятие из этого принципа – применение национального закона судна, т. е. закона флага. К одному и тому же правоотношению по общей аварии возможно применение двух различных национальных законов (итальянское право, Кодекс Бустаманте). В мировой судебной практике принята множественная квалификация закона порта выгрузки груза после аварии: закон местонахождения вещи, закон неосновательного обогащения, закон места исполнения договора.
Столкновение судов и спасание на море регулируются на основе многосторонних международных соглашений. Одно из самых старых – это Брюссельская международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Основное содержание Конвенции составляют нормы, определяющие условия имущественной ответственности за последствия столкновения судов. Ответственность основана на принципе вины. Возможно несение убытков потерпевшим. Конвенция вводит понятие «соразмерная степень вины». Установлено, что в различных случаях столкновения судов необходимо применять разные коллизионные привязки (закон места столкновения, закон флага, закон суда, закон флага потерпевшего судна). Брюссельская международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. (и Протокол к ней 1967 г., расширяющий сферу действия Конвенции) содержит унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы, определяющие действия, являющиеся спасанием. Коллизионные привязки – те же, что и при столкновении судов. Предусмотрено применение закона флага судна, оказавшего помощь. Общая коллизионная норма при спасании – закон флага судна, осуществлявшего спасение.
Институт ограничения ответственности судовладельца представляет собой специфический институт морского права, обусловленный риском мореплавания. Цель – ограничение и разумное распределение последствий такого риска. Судовладелец вправе ограничить свою ответственность определенными пределами по всем основным обязательствам, связанным с осуществлением мореплавания. Брюссельская международная конвенция об унификации некоторых правил об ограничении ответственности собственников морских судов 1924 г. закрепляет принцип ограничения ответственности судовладельца. Однако Международная конвенция об ограничении ответственности собственников судов 1957 г. расширяет круг требований, по которым судовладелец не вправе ограничить ответственность. Это положение связано с нормами о спасании на море и возмещением убытков в порядке общей аварии.

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРАВО

8.1. Финансирование международных коммерческих операций

В основном в российской литературе по МЧП используется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом», а не МЧВП. МЧВП – относительно новое понятие в отечественной юриспруденции. Оно имеет несколько парадоксальный характер, включая одновременно и частное, и валютное право (валютное право – отрасль публичного права). Однако применение его вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютном финансировании частноправовой деятельности.
МЧВП представляет собой самостоятельную отрасль МЧП, имеющую устойчивый характер, особый предмет регулирования. МЧВП – это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности. Понятие МЧВП зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В основе институтов МЧВП лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.
В российском законодательстве полностью отсутствует коллизионное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, поскольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирование международных коммерческих операций производится на общих основаниях посредством применения валютного законодательства РФ, норм части второй ГК, регулирующих специфику гражданско-правовых расчетных отношений. Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфере финансирования внешнеторговой деятельности и международных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.
Формы финансирования международной коммерческой деятельности – безоборотное финансирование, факторинг, форфейтинг, финансовый лизинг. Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участниками которых выступают три стороны: фирма-из го то ви тель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма (наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользователем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необходимое оборудование и сдает его в наем фирме-пользователю. Лизинговые операции осуществляются в основном финансовыми обществами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями.
В качестве формы финансирования коммерческих контрактов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущественного найма. Основная цель Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. – устранить правовые барьеры, вызванные различием национального регулирования, на пути развития международного финансового лизинга. Принципы Конвенции – основа правового регулирования финансирования международных сделок посредством финансового лизинга.
Главная форма коммерческого финансирования – это международный факторинг. Сущность международного факторинга состоит в том, что финансовая корпорация освобождает экспортера от финансового бремени экспортной сделки. Цель факторинга – достижение оптимального международного разделения труда. Финансовая корпорация (фактор) выступает в качестве посредника. Значение международного факторинга как посреднической финансовой операции заключается в удовлетворении фактором прав требований кредитора за счет взыскиваемых с должника сумм по коммерческому счету кредитора. Нарушение условий соглашения представляет собой состав правонарушения, состоящего в присвоении движимых вещей. На международном уровне этот способ финансирования урегулирован в Оттавской конвенции о международном факторинге.
Форфейтинг является разновидностью факторинга. Факторинг в основном используется для обслуживания сделок, связанных с потребительскими товарами, а форфейтинг – связанных с машинами и оборудованием. Период оплаты обязательств покупателем по факторингу составляет 3–6 месяцев, а по форфейтингу – 0,5–5 лет. Фактор не берет на себя никаких рисков по сделке, а форфейт берет на себя все риски. Размер дисконта по факторингу – 10–12 %, а по форфейтингу – 25–30 %. Фактор не имеет права передавать денежные обязательства третьим лицам, а у форфейта есть такое право.

8.2. Международные расчеты, валютные и кредитные отношения

Международные валютные отношения – это отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они возникают в процессе функционирования денег в международном платежном обороте. Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений. Существуют на ци о нальные, ре ги о наль ные и мировая валютные системы. Элементы валютной системы – национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов, состав и система управления золотовалютными резервами, статус национальных валютных учреждений.
Валютная политика – это совокупность мероприятий и правовых норм, регулирующих на государственном уровне порядок совершения операций с валютными ценностями, валютный курс, деятельность валютного рынка и рынка золота. Одной из наиболее распространенных форм валютной политики являются валютные ограничения, которые представляют собой государственное регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты. Валютные ограничения закрепляются в валютном законодательстве и являются составной частью валютного контроля. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на развитие экспортно-импортных операций.
Валютный курс является важным элементом валютной системы, так как международная торговля требует измерения стоимостного соотношения национальных валют. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при международной торговле, сравнения мировых и национальных цен, для переоценки счетов в иностранной валюте. Валютный курс – это дополнительный элемент государственного регулирования экономики.
Большинство валютных операций совершается на валютных рынках. Валютные рынки – это официальные центры, где производится купля-продажа иностранной валюты и совершаются другие валютные сделки. Валютные рынки представляют собой совокупность банков, брокерских фирм, корпораций и т. п. На валютных рынках совершается 85–95 % валютных сделок. Мировые валютные центры сосредоточены в мировых финансовых центрах (Лондон, Нью-Йорк, Женева и т. д.) На региональных и национальных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.
Валютные операции делятся на наличные и срочные. Наличные валютные операции (СПОТ) – это наличные операции с немедленной поставкой валюты. Эти операции составляют до 90 % объема всех валютных сделок. По сделкам СПОТ поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками-получателями. На практике преобладают межбанковские валютные сделки СПОТ, по которым применяется курс телеграфного перевода. Срочные валютные операции (форвард, фьючерс) – валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке иностранной валюты через определенный срок по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. Форвард – это контракт на поставку финансовых активов в будущем. Сделки заключаются на внебиржевых рынках; участники рассчитывают получить сам товар. Фьючерс – сделка купли-продажи сырьевых товаров и финансовых активов – заключается на фондовых и валютных биржах чаще всего не с целью окончательной покупки и продажи товара, а для получения прибыли за счет последующей перепродажи фьючерса. Сделки СВОП – разновидность валютных сделок, сочетающая в себе элементы и наличных, и срочных операций (СВОП = СПОТ + форвард).
Валютные операции на территории России регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности защищается в РФ на общих основаниях. Резиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные по законодательству РФ с местом нахождения на территории РФ, их филиалы и представительства, находящиеся за пределами РФ; официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами. Нерезиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; иностранные юридические лица с постоянным местом нахождения за пределами Российской Федерации, их филиалы и представительства на территории РФ; официальные представительства иностранных государств на территории РФ.
Валютные операции в Российской Федерации делятся на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции – ввоз и вывоз иностранной валюты; получение и предоставление финансовых кредитов на срок до 6 месяцев; международные денежные переводы торгового и неторгового характера. Перечень текущих валютных операций является исчерпывающим. Резиденты РФ осуществляют текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, – прямые и портфельные инвестиции; переводы для оплаты перехода права собственности на недвижимое имущество; получение и предоставление отсрочки платежа и финансовых кредитов на срок более 3 месяцев; все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном ЦБ РФ.
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является ЦБ РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Большую роль в осуществлении валютной политики играют коммерческие банки. Их основная задача – финансовое обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов этих банков. Нормы российского валютного законодательства имеют административно-правовой характер, но вместе с тем они обладают и гражданско-правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права очень часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства.
В большинстве случаев проблема применимого права связана с тем, насколько национальные валютные ограничения могут иметь экстерриториальный характер, и может ли сделка, подпадающая под валютные ограничения, быть признана действительной в другом государстве? Здесь речь идет не о применении иностранного валютного права как такового, а о признании (или непризнании) его гражданско-правовых последствий. Применительно к валютным ограничениям коллизионные вопросы возникают, когда ставится вопрос о действительности денежного обязательства или невозможности его исполнения вследствие иностранных валютных ограничений. Признание иностранных валютных запрещений закреплено в Уставе МВФ. Валютные сделки, касающиеся валюты какого-то государства и запрещенные его валютным законодательством, не могут получить административную или судебную защиту в других государствах.
Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в сфере международных гражданских правоотношений; это платежи по внешнеторговым операциям. Большое значение для международных расчетов имеют масштабы и специализация внешнеэкономической деятельности, финансовое положение и деловая репутация партнеров, наличие банков-корреспондентов. Платежные средства международных расчетов – национальные кредитные деньги ведущих стран. В качестве основы расчетов используются и национальные валюты, и евро, и СПЗ. Факторы, влияющие на международные расчеты, – валютное законодательство, международные торговые правила и обычаи, банковское обслуживание, условия контракта и кредитного соглашения и т. д. Предпринимаются попытки унифицированного регулирования международных расчетов. В 2001 г. ЮНСИТРАЛ разработала проект Конвенции об уступке дебиторской задолженности в международной торговле.
Международные кредитные отношения – это отношения сторон, при которых кредитор обязуется передать в пользование должнику валютные ценности, а должник обязуется возвратить их или предоставить кредитору соответствующую компенсацию с уплатой процентов в сроки и на условиях, предусмотренных в соглашении. Применяются следующие формы международного кредитования: на основе специальных межгосударственных соглашений, клиринговой системы межгосударственных расчетов, при помощи коммерческих банков и банков с иностранным участием, кредиты международных банковских консорциумов. Для оформления международных кредитных отношений используются консорциальные соглашения – соглашения между группами банков.

8.3. Формы международных расчетов

Основными формами международных расчетов являются аванс, открытый счет, банковский перевод, аккредитив, инкассо. Аванс – это предварительная оплата товара. Сущность аванса состоит в том, что экспортер получает кредит от импортера. Открытый счет – это периодические платежи после получения товара, как правило, применяется при регулярных поставках. Особенность расчетов в форме открытого счета – движение товаров опережает движение денег. Расчеты оторваны от товарных поставок и связаны с коммерческим кредитом. Такая форма расчетов особенно выгодна для импортера. Банковский перевод – это поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму либо осуществить перевод денежных средств со счета и по поручению перевододателя в пользу переводополучателя.
Аккредитив – это соглашение между банком-эмитентом (банк-исполнитель) и клиентом (приказодателем аккредитива, бенефициаром). Виды аккредитива – отзывный, безотзывный, подтвержденный, неподтвержденный, покрытый, непокрытый, револьверный, документарный, денежный, платежный, циркулярный, компенсационный. Требования, предъявляемые к аккредитивам: все аккредитивы должны ясно указывать, исполняются ли они путем немедленного платежа, платежа с рассрочкой, путем акцепта или негоциации; в каждом аккредитиве должен быть указан банк-исполнитель, который уполномочен произвести платеж, или акцепт тратт, или негоциацию. Переводной (трансферабельный) аккредитив – это аккредитив, по которому бенефициар имеет право просить банк-эмитент о том, чтобы аккредитивом могли пользоваться другие лица – вторые бенефециары.

1. Международное валютное право и международная валют­ная система.

2. Валютное регулирование в Украине.

3. Международные расчеты.

1. Международное валютное право и международная ва­лютная система.

Международные валютные отношения являются важной частью ме­ждународных экономических отношений. Важность их обусловливается значением функции валют как денежных единиц стран, участвующих в международно-правовых отношениях. Не случайно вопрос о создании межнациональных расчетных единиц решается уже на протяжении не­скольких десятилетий. Так, в расчетах между странами СЭВ использо­вался переводной рубль, а Европейская валютная система начала функ­ционировать с 1979 г., и единая европейская валюта (ЕВРО) в безналич­ных расчетах с начала 1999 года введена в обращение. Международные валютные отношения - правоотношения, возникающие по поводу ва­лютных ценностей, находящихся в международном обороте. Валютные отношения регулируются международным частным правом в том слу­чае, если они возникают в сфере, не относящейся к межгосударственным отношениям.

Итак, международное валютное право - это система международно-правовых норм, регулирующих международную валютную систему. Ва­лютная система включает в себя совокупность двух элементов: валютно­го механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом по­нимаются правовые нормы и инструменты, их представляющие: как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Валютные отношения являются повседневными связями, в которые вступают юри­дические и физические лица на валютном и денежном рынках в целях осуществления расчетных, кредитных и валютных операций.

Международное валютное право находится на стыке международно­го публичного и международного частного права, и в зависимости от субъектов международных валютных отношений мы рассматриваем его в том или ином контексте. Как отмечал Л.А. Лунц, нормы валютного законодательства носят, в основном, административно-правовой харак­тер, но вместе с тем они имеют гражданско-правовой эффект.

Наиболее распространенным источником международного валютно­го права являются международные договоры. Однако все источники международного частного права в той или иной степени участвуют в ре­гулировании правоотношений в этой области.

В практике различают мировую, региональные и национальные ва­лютные системы. Мировая валютная система включает международные организационные институты, а также комплекс международных и внут­ригосударственных норм, обеспечивающих функционирование валют­ных инструментов. Региональная валютная система создается в рамках мировой валютной системы как организационно-экономическая форма отношений ряда стран в валютной сфере. Внутригосударственная ва­лютная система представляет собой совокупность экономических отно­шений, с помощью которых обслуживается международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного воспроизводства.

В развитии валютно-кредитных отношений значительную роль иг­рают международные валютно-кредитные и финансовые организации -институты, созданные на основе межгосударственных соглашений в це­лях регулирования международных экономических отношений. К таким организациям относят:

1. Специализированные учреждения ООН (Международный валют­ный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Между­народная финансовая корпорация. Специальный фонд ООН, Фонд ка­питального развития ООН.)

2. Региональные финансовые организации. К таким относятся в Ев­ропе: Банк международных расчетов. Европейский инвестиционный банк. Европейская федерация ассоциаций кредитных институтов. В Азии: Азиатский банк развития. Исламский банк развития. Азиатский клиринговый союз. Финансовая корпорация АСЕАН. В Африке: Афри­канский банк развития, Африканский фонд развития. Западноафрикан­ская клиринговая палата. В Латинской Америке: Межамериканский банк развития, Карибский банк развития. Центральноамериканский банк экономической интеграции и т. д.

2. Валютное регулирование в Украине.

Государственное регулирование валютных операций в Украине осу­ществляется в соответствии с положениями Декрета Кабинета Минист­ров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контро­ля» от 19.02.1993 г.. Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. и др. Основным документом в области валютного регулирования является Декрет «О системе валют­ного регулирования и валютного контроля», в котором даны определе­ния всех терминов, касающихся валютных операций, а также классифи­кация валютных операций; установлена система государственных орга­нов, осуществляющих регулирование валютных операций в Украине, определен круг их полномочий.

Под валютными операциями понимаются операции, связанные 1) с переходом права собственности на валютные ценности, за ис­ключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Ук­раины;

2) с использованием валютных ценностей в международном обороте как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

3) с ввезением, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Раздел III Декрета определяет полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования и ва­лютного контроля.

Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования имеет следующие полномочия:

1. Осуществление валютной политики, исходя из принципов общей экономической политики Украины.

2. Составление совместно с Кабинетом Министров платежного ба­ланса Украины.

3. Контролирование соблюдения утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего государственного долга Украины.

4. Определение в случае необходимости лимитов задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам.

5. Издание в пределах, установленных Декретом, обязательных для исполнения нормативных актов по осуществлению операций на валют­ном рынке Украины.

6. Накопление, сохранение и использование резервов валютных цен­ностей для осуществления государственной валютной политики.

7. Выдача лицензий на осуществление валютных операций и приня­тие решений об их отмене.

8. Установление способов определения и использования курсов ино­странных валют.

9. Установление по согласованию с Министерством Статистики Ук­раины единых форм учета, отчетности и документации о валютных операциях.

10. Обеспечение публикации банковских отчетов о собственных опе­рациях и операциях уполномоченных банков.

Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования реа­лизует такие полномочия:

1. Определение и представление на утверждение в Верховную Раду Украины лимита внешнего государственного долга Украины.

2. Участие в составлении платежного баланса Украины.

3. Обеспечение выполнения бюджетной и налоговой политики в час­ти, касающейся движения валютных ценностей.

4. Обеспечение формирования распоряжения Государственным Ва­лютным фондом Украины.

5. Определение порядка использования поступлений в международ­ных расчетных (клиринговых) единицах, а также в неконвертируемых иностранных валютах.

Валютные операции с участием резидентов и нерезидентов подлежат валютному контролю. Главным органом валютного контроля является Национальный Банк Украины, который

Осуществляет контроль над выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не от­несенным Декретом к компетенции иных государственных органов;

Обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля.

Уполномоченные банки осуществляют контроль над валютными опе­рациями, производимыми резидентами и нерезидентами через эти банки.

Государственная Налоговая Администрация Украины осуществляет финансовый контроль над валютными операциями, производимыми ре­зидентами и нерезидентами на территории Украины.

Министерство Связи Украины осуществляет контроль над соблюде­нием правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей че­рез таможенную границу Украины.

Государственная Таможенная Служба Украины осуществляет кон­троль над соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины.

3. Международные расчеты.

Международные расчеты и кредитование - необходимый и важный элемент внешнеэкономических связей. Международные расчеты - это совокупность мер, способов и средств, регулирующих платежи по де­нежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с осуще­ствлением экономического, политического, научно-технического и культурного взаимодействия между государствами, юридическими и физическими лицами.

Основной принцип, сложившийся в международном частном праве относительно денежных обязательств - принцип номинализма в отно­шении влияния на такие обязательства покупательной способности де­нег. Данный принцип состоит в том, что денежное обязательство, вы­раженное в определенной сумме денежных единиц, остается неизменным по своей сумме, невзирая на изменения в покупательной силе денег или в металлическом содержании той денежной единицы, в которой исчис­лена сумма долга. Отсюда возникает вопрос о возможности с помощью договорных условий обеспечить стабильность ценностного содержания платежей. В мировой практике в указанных целях долгое время исполь­зовалась золотая оговорка, в настоящее время широко используются различные варианты мультивалютных. Рекомендации нашего прави­тельства в этой области содержит Постановление Кабинета Министров Украины и Национального Банка Украины № 444 «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам, которые предусматривают расчеты в иностранной валюте» от 21.06.1995 г.

Каждый внешнеэкономический договор, предусматривающий усло­вие о денежных расчетах, включает в это условие четыре элемента: вре­мя место, способ и валюту платежа. С юридической точки зрения раз­личные методы оплаты - это варианты комбинации данных элементов.

К основным формам расчетов, используемых в международных ком­мерческих операциях, относятся аккредитив, инкассо, вексель и чек, а также прямое перечисление денежных средств (расчеты при помощи платежных поручений) и расчеты наличными.

1. Аккредитив - это поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм против предусмотренных доку­ментов. В целях правовой регламентации осуществления данной формы расчетов Международная Торговая Палата разработала Унифи­цированные Правила и Обычаи для документарных аккредитивов (пер­вая редакция - 1929 г.). Редакция 1983 года действует на территории Украины в соответствии с Указом Президента Украины № 566/94 «О мерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности Украины» от 4 октября 1994 года.

В общем виде схему международного финансового расчета в форме документарного аккредитива можно представить следующим образом:

1) покупатель дает инструкции обслуживающему банку о выставле­нии аккредитива в пользу продавца;

2) банк-эмитент дает поручение об открытии аккредитива банку, на­ходящемуся в стране продавца;

3) после отгрузки товара продавец обращается в исполняющий банк с требованием о платеже, представляя при этом заранее оговоренные документы;

4) исполняющий банк, проверив по внешним признакам соответствие документов полученным инструкциям, совершает платеж.

2. Инкассо. При этой форме расчетов управомоченная на получение платежа организация дает обслуживающему ее банку инкассовое пору­чение, в соответствии с которым банк через своего иностранного кор­респондента получил причитающийся клиенту платеж. При такой фор­ме расчетов действуют разработанные той же Международной Торго­вой Палатой Унифицированные Правила по инкассо 1978 года. На тер­ритории Украины они обязательны к применению в соответствии с уже упомянутым Указом Президента.

Общая схема международных финансовых расчетов по инкассо вы­глядит следующим образом:

1) продавец после отгрузки товара направляет обслуживающему его банку инкассовое поручение получить платеж от покупателя, а также все необходимые финансовые и коммерческие документы, свидетельст­вующие о выполнении им своих контрактных обязательств;

2) банк-ремитент отсылает документы и инкассовое поручение ин­кассирующему банку, находящемуся в стране плательщика;

3) инкассирующий банк выдает полученные документы плательщику после получения от него платежа за поставленный товар;

4) денежные суммы, полученные в качестве платежа, переводятся из страны плательщика в страну доверителя и поступают на его расчетный счет в банке-ремитенте.

3. Вексель - составленное по предписанной законом форме обяза­тельство об оплате определенной денежной суммы. Векселя в мировой практике имеют две основные формы - векселя простые и переводные. Простой вексель - это ничем не обусловленное обязательство векселеда­теля уплатить определенную в векселе сумму векселедержателю или его приказу по предъявлении документа или в установленный срок. Пере­водной вексель (тратта) - приказ векселедателя (трассанта), отданный другому лицу - плательщику (трассату) об уплате векселедержателю или его приказу определенную, обозначенную в векселе сумму денег в уста­новленный срок или по предъявлении векселя векселедержателем.

В мировой практике существуют два основных типа векселя:

1. Предусмотренный Женевскими Конвенциями 1930 г. В примене­нии данного типа векселя выделяют несколько групп стран:

а) государства, официально присоединившиеся к Женевским Кон­венциям и во исполнение их издавшие национальные законы, воспроиз­водящие Единый Вексельный Закон (Австрия, Бельгия, Франция, Гер­мания, Греция, Дания, Италия, Япония, Нидерланды и другие);

Ь) страны, не присоединившиеся к Конвенциям, но издавшие на ос­нове Единого Вексельного Закона свои внутренние законы (Аргентина, Ирак, Исландия, Турция и другие).

2. Вексель государств системы общего права, основанный на англий­ском законе о векселях 1882 года (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Израиль, США и другие).

Кроме этих двух основных групп существуют также:

3. Группа стран, вексельные законы которых в своей основе имеют старое французское вексельное право, действовавшее до Женевской унификации.

4. Ряд стран Латинской Америки, вексельное законодательство кото­рых не было унифицировано и значительно отличается от всех трех вы­шеперечисленных вариантов (Чили, Мексика).

Охарактеризуем основные типы векселей, применяемых в мировой практике.

В 1930 г. в Женеве были приняты:

а) Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе;

Ь) Конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе;

с) Конвенция о гербовом сборе в отношении простых и переводных векселей.

Согласно этим Конвенциям присоединившиеся государства должны были на своей территории ввести в качестве внутреннего Единообразный вексельный закон. СССР присоединился к Женевским Конвенциям в 1936 году, а Положение о простом и переводном векселе было приня­то Постановлением ЦИК и СНК от 07.08.1937 г. № 104/1341. Данное Положение действует и на территории Украины в соответствии с По­становлением Верховного Совета Украины «О применении векселей в хо­зяйственном обороте Украины» от 17 июня 1992 г. (до принятия данного Постановления оборот векселей в Украине регулировался Письмом На­ционального Банка Украины № 16042 от 09.09.1991 г.).

В Англии действует Закон о Векселях 1882 г. В США положения от­носительно вексельного оборота регулируются разделом 3 Единообраз­ного Торгового Кодекса «Торговые бумаги».

К различиям Женевской и англо-американской систем можно отне­сти следующие:

1. По Женевской системе наименование «вексель» должно быть включено в текст документа; в англо-американской системе такой рек­визит отсутствует.

2. По Женевской системе обязательно указание лица, кому или по чьему приказу должен быть совершен платеж; англо-американская сис­тема допускает выдачу векселей на предъявителя.

3. По Женевской Конвенции векселедатель может освободить себя особой надписью от ответственности за акцепт векселя, но не от ответ­ственности за платеж; по англо-американской системе возможны оба освобождения.

4. Англо-американская система допускает любой способ обозначения срока платежа; Женевская - только способы, указанные в Конвенции.

5. По Женевской Конвенции переводной вексель, подлежащий опла­те в определенный срок от предъявления, должен быть представлен к акцепту в течение года со дня выдачи; в англо-американской системе - в течение «разумного срока».

6. В англо-американской системе отсутствует институт аваля (век­сельного поручительства).

К основным коллизионным нормам Женевской Конвенции 1930 года о единообразном законе о простом векселе и переводном векселе можно отнести следующие:

Способность лица обязываться по векселю определяется его на­циональным законом. Однако, если этот закон отсылает к закону другой страны, применяется этот последний закон.

Форма, в которой приняты обязательства по векселю, определяет­ся законом страны, на территории которой обязательства были подписаны.

Действие обязательств акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, определяется по закону места пла­тежа.

Форма и сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления прав по векселю, определяется законом страны, на территории которой совершается протест или подобные действия.

Для приведения в единство двух вексельных систем была разработа­на Конвенция ООН о международных переводных векселях и междуна­родных простых векселях 1988 г. Однако в силу данная Конвенция пока не вступила.

4. Чек - это письменный приказ чекодателя плательщику произвести платеж чекодержателю в размере указанной денежной суммы. Чек обя­зательно выставляется на банк, в котором у чекодателя имеются деньги на счете, и банк при предъявлении чека выплачивает указанную в нем сумму за счет средств, хранящихся на счете клиента. Как и в случае с векселями, существует несколько типов чекового законодательства.

1. В англо-американской системе чековое обращение основывается на английском законе о чеках 1882 г. При этом отметим, что в англо­американской системе чек рассматривается как разновидность перевод­ного векселя.

2. Большая группа стран имеет унифицированное законодательство в соответствии с Женевской чековой Конвенцией 1931 г. и прилагаемого к ней Единообразного чекового закона. Однако, в отличие от вексель­ных Конвенций, СССР к данной чековой Конвенции не присоединился.

3. Ряд стран, не принадлежащих к двум вышеуказанным системам. В 1988 году в рамках ООН была принята Конвенция о международ­ных чеках, подготовленная ЮНСИТРАЛ, призванная объединить раз­личия чековых систем, но, как и Конвенция о векселях того же года, особой популярностью она не пользуется.

В международных расчетах, проводимых на межгосударственном уровне, достаточно широкое распространение получила клиринговая система расчетов. При использовании данной системы устанавливается централизованный порядок всех внешнеторговых расчетов договари­вающихся стран через их управомоченные банки с исключением непо-„средственных платежей между внешнеторговыми организациями. На этой основе уполномоченный банк одной страны открывают у себя на имя банка другой страны особый клиринговый счет, через который проводятся операции по расчетам. Отношения уполномоченных банков по клиринговым счетам отражают соответствующую межгосударствен­ную задолженность, и зачет по этим счетам носит межгосударственный характер, а следовательно, порядок и основания его проведения уста­навливаются межгосударственными соглашениями.

4. Международное кредитование и договорные гарантии.

Международный кредит представляет собой движение ссудного ка­питала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

К принципам международного кредита относят возвратность, сроч­ность, платность, обеспеченность, целевой характер.

Классификация международных кредитов проводится по нескольким

основаниям:

1 По источникам: внутреннее и внешнее кредитование внешней тор­говли.

2. По назначению:

а) коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней тор­говлей и целевые;

б) финансовые кредиты на прямые капиталовложения, строительст­во, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;

в) промежуточные кредиты на обслуживание смешанных форм выво­за капитала, товаров и услуг (например, инжиниринговых).

3. По видам:

а) товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

б) валютные кредиты, выдаваемые банками в денежной форме.

4. По валюте займа - кредиты, выдаваемые:

а) в валюте страны-должника;

б) в валюте страны-кредитора;

в) в валюте третьей страны;

г1) в международной счетной единице (ЭКЮ, СДР).

5. По срокам:

а) сверхсрочные - со сроком погашения от нескольких дней до трех месяцев;

Ь) краткосрочные - со сроком погашения от трех месяцев до одного года;

с) со сроком погашения от одного года до пяти лет;

(1) со сроком погашения свыше пяти лет.

6. По обеспеченности:

а) обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью);

б) бланковые - под обязательство должника (соло-вексель с одной подписью).

7. По форме предоставления:

а) наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

б) акцептные - при акцепте тратты импортером или банком;

в) депозитные сертификаты;

г) облигационные займы;

д) консорциумные кредиты.

С кредитными операциями тесно связаны вопросы о предоставлении при осуществлении внешнеторговых операций банковских или других договорных гарантий. Руководства по договорным гарантиям содер­жатся в Унифицированных Правилах по договорным гарантиям 1978 года, изданных Международной Торговой Палатой (Публикация № 325), а также в Унифицированных Правилах для гарантий по первому требованию 1992 года (Публикация МТП № 458).

Наиболее часто в международной коммерческой практике гарантии выдаются банками. Банковская гарантия представляет собой соглаше­ние, в соответствии с которым банк-гарант берет на себя обязательство выплатить определенную денежную сумму бенефициару (кредитору по основному договору), получив инструкции от своего клиента-принципала (должника по основному договору), в случае невозможно­сти выполнения последним своих обязательств по основному договору. Таким образом, банковская гарантия представляет собой договор одно­стороннего характера.

В сферу действия Унифицированных Правил 1992 года входят все виды гарантий, а Унифицированные Правила 1978 года регулируют только

1) гарантии исполнения договора;

2) тендерные гарантии;

3) гарантии по возврату платежей.

Главное отличие правил 1992 года от предыдущих состоит в том, что они предусматривают совершенно иной механизм выплаты гарантий­ной суммы - по первому требованию бенефициара, без предъявления им каких-либо документов, подтверждающих невыполнение принципалом своих договорных обязательств.

Гетьман-Павлова И.В., доцент кафедры международного частного права факультета права ГУ - ВШЭ, кандидат юридических наук.

Валютные отношения возникают между различными субъектами права в связи с использованием валютных ценностей в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. Валютное право представляет собой совокупность норм, регулирующих валютные правоотношения.

Многие представители российской правовой науки отрицают существование валютного права как самостоятельной отрасли права и считают, что есть только комплексная отрасль законодательства <1>. Одновременно в отечественной доктрине существует прямо противоположная точка зрения - валютное право позиционируется как самостоятельная, комплексная отрасль права <2>.

<1> См.: Андреев Е.П., Царева О.Е. Основы валютного законодательства / Под ред. Е.П. Андреева. М., 2003.
<2> См.: Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России. М., 2005.

Валютное право включает в себя систему публично-правовых и частноправовых предписаний и методов регулирования. В немецкой доктрине указывается, что валютное право существует как публичное и частное право, при этом публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право - это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей. Частное валютное право "родилось в Германии... Постепенно оно появилось почти во всех европейских и во многих неевропейских странах" <3>. В основе всех институтов частного валютного права лежит зависимость реализации гражданско-правовых начал в процессе финансирования коммерческой деятельности от императивных публично-правовых предписаний валютного законодательства.

<3>

В отечественной доктрине международного частного права термин "международное частное валютное право" практически не используется. Употребляется понятие "кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом". "Международное частное валютное право" - относительно новый термин в российской юриспруденции. Оно имеет несколько парадоксальный характер - одновременно и частное, и валютное (валютное право - отрасль публичного права). Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частноправовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) международного частного права, имеющий устойчивый характер, особый предмет регулирования. Международное частное валютное право - это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные и расчетные отношения частноправового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие "международное частное валютное право" впервые было сформулировано в немецкой юриспруденции.

В качестве наиболее сложных проблем международного частного валютного права можно обозначить:

  1. Соотношение коллизионных норм страны суда, в силу которых им могут применяться нормы иностранного права, и валютных правил страны суда.
  2. В какой мере нормы валютного законодательства страны суда могут ограничивать действие его же собственных коллизионных норм, если они отсылают к иностранному правопорядку.
  3. Возможность применения публично-правовых норм иностранного валютного законодательства.
  4. Соотношение нормы валютного законодательства с обязательственным статутом отношения.
  5. Правовые основания отказа в применении норм иностранного валютного права.

В доктрине права ФРГ разработаны оригинальные теории, воспринятые в настоящее время доктриной и практикой большинства западных государств (В. Венглер - теория специальной связи, К. Цвайгерт - теория относительно сочетания субъективного элемента - "воли к действию" какой-либо нормы - с территориальным критерием) <4>. Основное начало доктрины международного частного валютного права сформулировано немецким ученым Вернером Ф. Эбке: "Коллизионную норму, которая с порога отвергает применение норм валютного контроля иностранного государства, следует отклонить, как и коллизионную норму, которая по причине ложно понятых целей предоставляет полную свободу рук иностранному валютному праву" <5>.

<4> См.: Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций. М., 2000.
<5> Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право. М., 1997.

До середины 40-х годов XX в. практически во всем мире действовал принцип, согласно которому "применение иностранного валютного права ограничивалось территорией страны, в которой оно было принято" <6>. Переломным моментом стало вступление в силу в декабре 1945 г. Бреттон-Вудского договора о создании Международного валютного фонда.

<6> Там же.

В ст. VIII Договора о МВФ установлено, что валютные контракты, затрагивающие валюту какого-либо государства - члена Фонда и заключенные в нарушение законодательства о валютном контроле этого государства, лишены исковой силы на территории любого государства - члена МВФ. По взаимной договоренности государства - члены Фонда могут сотрудничать в вопросах применения мер, направленных на усиление эффективности валютного контроля каждого из них, если такие меры и регулирование не противоречат Договору <7>.

<7> См.: Звеков В.П. Указ. соч.

Из положений ст. VIII Договора вытекает, что государства должны соблюдать нормы иностранного валютного права, регулирующие валютный контроль, если эти нормы не противоречат Договору. Это установление образует правовую основу для применения иностранного валютного права. Принцип территориальности и принцип неприменения иностранного публичного права не могут служить обоснованием для отступления от этого начала.

Нормы российского валютного законодательства имеют административно-правовой характер, но одновременно обладают и частноправовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права признаются в российских судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства.

Правила валютного регулирования России по поводу открытия резидентами счетов в иностранных банках имеют экстерриториальный характер. В данной ситуации возникает коллизия между нормами иностранного частного права и нормами российского валютного законодательства. Правила российского валютного законодательства по поводу открытия счетов в иностранных банках имеют частноправовой характер: правоотношения по поводу открытия и ведения банковских счетов регулируются гражданским правом. В таких правилах имеется публично-правовой элемент, но он не является преобладающим, поэтому данные правила в целом относятся к частному праву <8>.

<8> См.: http://www.cisg-library.org.

Виды отношений в международном частном валютном праве (перечень примерный):

  1. Банковские отношения, связанные с правопорядком двух и более государств (международное банковское право):
  • формы международных расчетов;
  • банковские гарантии по международным коммерческим контрактам.
  1. Финансовые обязательства как составная часть международных коммерческих контрактов.
  2. Формы и порядок финансирования международной коммерческой деятельности.
  3. Формы страхования валютных рисков в международных коммерческих контрактах.
  4. Оборот ценных бумаг в международных коммерческих отношениях.

Специфика нормативного регулирования в международном частном валютном праве:

  1. Особая роль международных обычаев делового оборота, банковских и торговых обыкновений.
  2. Особая роль документов международных организаций валютно-финансового характера (МБРР, МВФ, МАР, МФК).
  3. Влияние национального валютного законодательства (его императивных публично-правовых норм с частноправовым эффектом).

Предмет регулирования международного частного валютного права - международные валютные отношения. Международные валютные отношения - это отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. В системе регулирования валютных отношений центральное место занимает иностранная валюта. Валютой принято называть те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов <9>.

<9> См.: Степанян М.Г. Правовые вопросы использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности // http://www.cfin.ru/press/black/2001-1/02_02_stepanyan.shtml.

Иностранная валюта - это деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство <10>. В английском Законе 1882 г. (Bill of Exchange Act) иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа.

<10> См.: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 2004.

Иностранная валюта - объект валютных операций, которые осуществляются посредством гражданско-правовых обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой: "Если различия между денежными знаками определяются лишь по количеству, а это последнее определяется отношением каждого денежного знака к единой счетной денежной единице, то отсюда ясно, что всякое денежное обязательство всегда выражено или может быть выражено в некоторой сумме денежных единиц или, иначе говоря, сумма денежных знаков, составляющих предмет денежного обязательства, является всегда определенной или определимой" <11>. Сумма валютного обязательства может быть выражена либо конкретной суммой иностранных денежных единиц, либо путем указания порядка определения, позволяющего установить конкретную сумму иностранных денежных единиц.

<11> Там же.

В валютных обязательствах различаются:

  1. Денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, - валюта долга.
  2. Денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, - валюта платежа.

"Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (например, в векселе, выписанном в сумме 100 фунтов стерлингов, с платежом в Лондоне фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате "100 фунтов стерлингов в долларах США", то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар - валютой платежа" <12>. В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об эффективном платеже, что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

<12> Там же.

В немецкой доктрине и судебной практике выработаны специальные коллизионные привязки для урегулирования вопросов, возникающих по поводу содержания денежных обязательств, - закон валюты платежа и закон валюты долга. В российском праве этих привязок нет. Отечественная доктрина МЧП в принципе негативно оценивает применение валютных привязок, считая, что их нельзя рассматривать как коллизионные принципы. В советской литературе высказывалась точка зрения, что в международном торговом обороте вообще нет места валютной привязке. Использование иностранной валюты для определения суммы долга само по себе не означает отсылки к иностранному праву. Иностранная валюта с позиций МЧП имеет значение, аналогичное значению иностранной меры веса, употребляемой, например, для определения количества поставляемого товара <13>.

<13> Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 1. М., 2002.

В зарубежной доктрине и практике признается, что закон валюты платежа (валюты долга) может успешно применяться для определения валютного статута правоотношения. Суть валютной привязки: если сделка заключена в определенной иностранной валюте, то во всех валютных вопросах она подчинена правопорядку того государства, которому принадлежит данная валюта.

Закон валюты долга (валюты платежа) используется для локализации договора, установления его наиболее тесной связи с правом определенного государства. Выражение суммы долга в иностранной валюте в совокупности с другими условиями сделки (место исполнения указано в государстве валюты долга; сделка подчинена юрисдикции данного государства) может показывать намерение сторон подчинить свою сделку в целом правопорядку этого государства.

Законодательство отдельных государств закрепляет коллизионную привязку закона валюты платежа. Закон Румынии применительно к регулированию отношений международного частного права 1992 г. устанавливает (ст. 126.1): "Валюта платежа определяется правом государства, ее выпустившего" <14>. Аналогичное положение закреплено в ст. 147.1 Закона Швейцарии о международном частном праве 1987 г.: "К денежной единице применяется право государства эмиссии" <15>.

<14> Международное частное право: иностранное законодательство / Сост. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. М., 2001.
<15> Там же.

В Великобритании в случаях, "когда судебное решение выносится в отношении суммы, выраженной в валюте иной, чем стерлинги... суд может распорядиться о том, что процентная ставка, применимая к долгу, будет такой ставкой, какую суд сочтет надлежащей" (ст. 1 Закона Великобритании о международном частном праве 1995 г.) <16>. Таким образом, вопросы денежного содержания обязательства, выраженного в иностранной валюте, решаются на основе судейского усмотрения (что прямо закреплено в законе). Суд вправе применить к данному вопросу не только английское право, но и право того государства, в чьей валюте заключено обязательство.

<16> Там же.

Правовое регулирование оборота ценных бумаг можно утверждать как центральный институт международного частного валютного права. Ценные бумаги представляют собой фондовые ценности; оборот ценных бумаг (рынок ценных бумаг) - это фондовый рынок. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. В современной мировой финансовой системе рынок ценных бумаг является одновременно сегментом денежного рынка и рынка капиталов. В цивилизованной рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным механизмом перераспределения денежных накоплений.

Рынок ценных бумаг служит дополнительным источником финансирования экономики. Функционирование фондового рынка реализуется через движение ценных бумаг (фиктивного капитала). Рынок ценных бумаг функционально входит в рынок ссудных капиталов. Курс ценных бумаг - один из показателей финансового состояния экономики наряду с такими показателями, как доходы и расходы государства, государственный долг, уровень инфляции, уровень процентных ставок, валютный курс, объем денежной массы <17>.

<17> См.: Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. М., 2000.

Российская доктрина не выделяет право ценных бумаг как самостоятельную отрасль права. В зарубежной доктрине это понятие используется давно и имеет четкое определение.

Основу нормативного регулирования отношений на рынке ценных бумаг составляет гражданское законодательство <18>. Не меньшее влияние на отношения, складывающиеся по поводу ценных бумаг, оказывают нормы финансового права. Финансово-правовые положения, касающиеся регулирования сферы рынка ценных бумаг, рассыпаны по разным подотраслям финансового права, что указывает на комплексный характер регулирования фондового рынка.

<18> См.: Сурков А.Н., Городний В.И. Основы правового регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Патрушева. М., 1998; Ганеев Р.Р. Основы правового регулирования рынка ценных бумаг: Науч.-практ. пособие. Казань, 2000.

К сфере бюджетного права относятся вопросы, связанные с обращением государственных и муниципальных ценных бумаг. Налоговое право охватывает порядок и особенности налогообложения операций с ценными бумагами. Операции банков с ценными бумагами - объект регулирования банковского права. Нормы валютного права регулируют обращение ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте. В доктрине выделяется система нового финансового права, структурные элементы которой - бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о рынке ценных бумаг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем <19>.

<19> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. 2003. N 6.

"Финансовая система... включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности... среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное звено, поскольку фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг". Можно утверждать, что фондовый рынок (рынок ценных бумаг) представляет собой самостоятельный финансовый институт <20>. В отечественной доктрине высказывается мнение о наличии в современной правовой системе самостоятельного института - фондового права. Это объясняется, в частности, тем, что "возросло количество финансовых инструментов осуществления финансовой политики, они стали более разнообразными. При одновременной их универсализации возникли инструменты строго целевого назначения. Например , фондовый рынок стал в 90-е годы новым глобальным финансовым инструментом четкого целевого назначения" <21> (В.К. Сенчагов). Основная составляющая часть фондового права - законодательство о рынке ценных бумаг.

<20> См.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М., 2004.
<21> Там же.

Представляется, что фондовое право - это совокупность норм, регулирующих правоотношения по поводу оборота фондовых ценностей. В фондовом праве можно выделить самостоятельные институты - право ценных бумаг, биржевое право. Необходимо подчеркнуть комплексный, неоднозначный характер норм фондового права - "специфика регулирования финансовых рынков заложена в их природе, это рынки с "широким участием", в их функционировании поставлен акцент на вовлечение широкого круга участников, в том числе непосредственно населения, этот рынок через банковскую, фондовую, пенсионную, страховую составляющие охватывает функционирование всей экономики государства и в то же время этот рынок, особенно его фондовый сектор, чрезвычайно подвержен влиянию даже незначительных политических, экономических или социальных событий" <22>.

<22> Златкис Б.И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления // Финансы. 2003. N 12.

С точки зрения международного частного права в его систему можно включить нормы фондового права, которые регулируют частные отношения по поводу оборота фондовых ценностей, связанные с правопорядком двух и более государств. В системе МЧП "международное фондовое право" представляет собой институт международного частного валютного права и включает нормативные комплексы, нацеленные на регламентацию отношений между частными субъектами права по поводу международного обращения фондовых ценностей. Термин "международный" в контексте предлагаемого понятия означает юридическую связь правоотношения с правопорядком двух и более государств.

Понятие "международные фондовые ценности" не является общепризнанным в правовой науке, его юридическое содержание не определено и законодательно не урегулировано. Между тем мировая практика давно оперирует этим понятием, вкладывая в него различный смысл. Международные фондовые ценности - это оборотные и необоротные ценные бумаги, деривативы, иные финансовые инструменты, поэтому центральная часть международного фондового права - право ценных бумаг. Международные фондовые ценности в основном обращаются на биржах; таким образом, частично в структуру международного фондового права входят нормы биржевого права.

Стабильное и эффективное функционирование международного рынка фондовых ценностей в настоящее время имеет особую актуальность. Это связано с развитием новых технологий, разработкой и реализацией мировых капиталоемких и наукоемких проектов, с необходимостью создания особо крупных источников финансирования. Новые информационные технологии способствовали появлению и развитию электронной торговли фондовыми ценностями. В настоящее время электронные фондовые биржи играют лидирующую роль в организации мирового оборота фондовых ценностей.

В последней четверти XX в. наглядно проявилась необходимость либерализации законодательства, регулирующего национальный оборот фондовых ценностей, структуру их рынка и деятельность национальных фондовых бирж. Возникла настоятельная потребность облегчить допуск иностранных инвесторов и иностранных ценных бумаг на национальные фондовые рынки, разрешить банкам и другим финансовым институтам участвовать во внутреннем и внешнем обороте фондовых ценностей.

В 80-х годах XX в. в большинстве развитых стран мира были проведены кардинальные законодательные реформы (реформа английского законодательства о ценных бумагах в 1986 г. - "большая встряска"). Реформы 80-х годов имели своей целью проведение политики дерегулирования, ослабления государственного контроля, либерализации, укрепления самостоятельного статуса саморегулируемых организаций - национальных фондовых рынков. Благодаря политике либерализации появились первые международные рынки фондовых ценностей и международные фондовые биржи. Реформы законодательства укрепили уличный рынок ценных бумаг, который стал пионером в сфере организации электронной торговли фондовыми ценностями.

Однако к концу XX - началу XXI в. проявились серьезные негативные последствия политики дерегулирования, выразившиеся в мировых финансовых и биржевых кризисах (кризис 1996 - 1998 гг.), крупных транснациональных банкротствах (банкротство "Энрон", "Пармалат") и мировых финансовых аферах. В структуре мировых фондовых рынков произошли значительные изменения, связанные с необходимостью разработки эффективного механизма страхования рисков, защиты информации, обеспечения ее прозрачности и минимизации негативных последствий финансовых кризисов. Нормативная основа функционирования национальных фондовых рынков в большинстве развитых государств в начале XXI в. снова претерпела существенные изменения (2001 - 2006 гг. - законодательства США, Японии, ФРГ, Великобритании), уже в сторону усиления государственного регулирования отношений между частными субъектами по поводу обращения фондовых ценностей.

Специфика международных фондовых ценностей предопределяет своеобразие международного фондового рынка. Основной парадокс заключается в том, что международные фондовые рынки и международные фондовые биржи территориально не отделены от национальных рынков и бирж. Наиболее известные и крупные национальные фондовые биржи одновременно являются международными (Люксембургская, Сингапурская, Лондонская, Нью-Йоркская, Токийская). При этом деятельность, например, Лондонской биржи как вторичного национального рынка фондовых ценностей регулируется соответствующим законодательством Великобритании, в то время как деятельность той же Лондонской биржи как международного фондового рынка (на котором обращаются международные фондовые ценности) находится вне сферы действия английских законов.

Этот правовой парадокс порождает серьезные проблемы: в одном и том же месте одновременно совершаются сделки с разными по своей природе фондовыми ценностями - национальными (местными и иностранными) и международными.

Регламентация международных рынков фондовых ценностей и деятельности международных фондовых бирж изъята из сферы национального правового регулирования. Однако на международном уровне пока не существует конвенционного механизма, определяющего правовой статус мирового оборота международных фондовых ценностей. Таким образом, имеет место серьезнейший правовой пробел - одно из основных направлений мировой экономической деятельности (обращение фондовых ценностей) фактически находится вне правового поля. В рамках международных организаций сложилась параюридическая система - совокупность резолюций-рекомендаций различных ММПО и МНПО, направленных на регламентацию оборота международных фондовых ценностей. Такое регулирование представляет собой составную часть lex mercatoria, жизнеспособность которого доказала практика его длительного и эффективного применения в мировой торговле.

Отдельные области отношений, юридически связанных с правопорядком двух и более государств, образуют специальные нормативные комплексы и требуют применения специальных методов регулирования. Прежде всего это относится к сфере внешнеэкономической деятельности, которая включает в себя и сделки с фондовыми ценностями. Преимущества lex mercatoria заключаются в предоставлении участникам международного коммерческого оборота максимума свободы действий, однако специфика оборота международных фондовых ценностей презюмирует применение и императивных предписаний международного валютного права.

На данный момент Принципы международных коммерческих контрактов 1994/2004 гг., базисные условия поставки, кодификации международных деловых обычаев, произведенные Международной торговой палатой (составная часть lex mercatoria), успешно применяются в качестве правового регулятора мирового оборота фондовых ценностей, но практика показывает, что подобное регулирование является недостаточным и неспособно обеспечить максимальную эффективность международного фондового обращения. Основные постулаты lex mercatoria могут быть положены в основу международного фондового права, однако мягкое право не предназначено для регламентации публично-правовых отношений, составляющих значительную часть всех правоотношений на мировых фондовых рынках. Валютное регулирование вообще и регулирование фондовой деятельности в частности представляют собой государственно-властное, централизованное, в основном императивное регулирование. В связи с этим главенствующую роль в правовом обеспечении мирового оборота фондовых ценностей должны играть унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы.

В настоящее время существует настоятельная необходимость определить статус международных фондовых ценностей, установить особые правовые параметры их обращения, разграничить правовые режимы национальных и международных фондовых рынков. В этом заключается главная цель разработки основных положений международного фондового права.

Международное фондовое право - это комплексный полисистемный правовой институт; его нормативную структуру составляют публично-правовые нормы с частноправовым эффектом, договорные материально-правовые и коллизионные нормы международного частного права, предписания lex mercatoria. Преждевременно говорить о наличии в системе МЧП отдельного устойчивого института "международное фондовое право", но с уверенностью можно прогнозировать его развитие и оформление. В настоящее время в рамках международного частного валютного права (входящего в систему МЧП) можно выделить право международного оборота ценных бумаг.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: