БизнесАкадемия - Информационный сайт

4.1 Типичные ошибки, выявленные в процессе аудита

Типичными ошибками являются следующие:

1) Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка.

2) Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью.

3) На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки.

4) Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов.

5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.

Отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка. Полнота банковских выписок устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.

Оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью. Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежные требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными и другие документы. Суммы по выпискам банка должны полностью соответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует в письменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банка на соответствующую дату.

На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки. На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости № 2 по сч. 51, 52, 55 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства). Особое внимание обращают на операции по счетам в банке, которые отражаются непосредственно на счетах издержек производства и обращения (20 ... 44), минуя счета расчетов.

В соответствии с ПБУ 1/98 организации должны соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, расходы организации должны быть начислены в корреспонденции между счетами учета имущества или издержек производства и обращения и счетами расчетов с поставщиками (прочими дебиторами и кредиторами). Кроме того, начисление задолженности перед поставщиками является одним из основных методов внутреннего контроля.

5) Нарушение порядка аккредитивной формы расчетов. В соответствии со ст. 867 ГК РФ при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, и в соответствии с его указанием банк-эмитент обязуются произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.

В соответствии со ст. 868 и 869 ГК РФ аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными. В тексте аккредитива должно быть определенно указано, является он отзывным или безотзывным. Если такого указания нет, то он признается от-зывным.

Расчеты по аккредитиву отличаются от наиболее распро-страненной формы расчетов - платежными поручениями тем, что обязанность осуществить платеж, возложенная на банк, не является безусловной, а должна быть осуществлена лишь при определенных условиях, указанных в аккредитиве.

В соответствии с п. 5.7 Положения о безналичных расчетах срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавлива-ются в договоре, который заключается между плательщиком и поставщиком. В договоре должны быть указаны: наименование банка-эмитента, вид аккредитива и способ его исполнения, спо-соб извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению и др. Аналитический учет должен быть организован по каждому выставленному предприятием аккредитиву.

В процессе аудиторской проверке ООО «ДЛ-Холдинг» были выявлены следующие искажения, сгруппированные в таблице 7.

Таблица 7 - Искажения, выявленные при аудиторской проверке ООО «ДЛ-Холдинг»

Существенными данные искажения не являются, так как они находятся в пределах уровня существенности (36800).

Составим сводную ведомость исправления нарушений выявленных в процессе аудита. Сводная ведомость исправлений нарушений представлена в приложении Ж.

4.2 Завершение аудиторской проверки ООО «ДЛ-Холдинг»

При завершении аудиторской проверки экономический субъект направляет в адрес аудиторской организации письмо-разъяснение.

Разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме.

Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в форме:

а) официального письма этого руководства с разъяснениями;

б) письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам, содержащего запись руководства проверяемого экономического субъекта о согласии с данной трактовкой;

в) официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и т.п. мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.

Директор ООО «ДЛ-Холдинг» В.И. Павлова направляет письмо аудиторской организации ООО «Аудитор». Письмо аудитору представлено в Приложении З.

По результатам проведения аудиторской проверки аудитор направляет директору экономического субъекта письменную информацию по результатам проведенного аудита.

Письменная информация аудитора должна быть адресована директору экономического субъекта. Она должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит.

Письменная информация готовится в ходе аудиторской проверки и предоставляется руководителю экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии. Она составляется не менее чем в двух экземплярах.

Письменная информация аудитора руководству ООО «ДЛ-Холдинг» представлена в Приложении И.

По результатам аудиторской проверки аудиторская организация ООО «Аудитор» составляет аудиторское заключение, а затем акт о выполнении условий договора.

Аудиторское заключение ООО «Аудитор» по окончании проверки ООО «ДЛ-Холдинг» представлено в Приложении К.

Акт о выполнении условий договора на оказание аудиторских услуг представлен в Приложении Л.


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Владимирский филиал
Кафедра экономического анализа и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Практический аудит
На тему: Завершение аудиторской проверки

Владимир 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………… ………………3
Глава1 . Оценка результатов аудиторских процедур………………………….4

      Формирование мнения относительно влияния обнаруженных ошибок на достоверность финансовой отчетности………………………………….4
      Итоговая оценка финансовой отчетности……………………………….9
      Документирование всех существующих решений, принятых в ходе аудита, и результатов их выполнения………………………………………10
Глава 2 . Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки………………………….…..17
2.1. Вопросы, оказывающие существенное влияние на проверенную финансовую отчетность…………………………………………………… ……17
2.2. Предварительный и окончательный вариант письменной информации..19
Глава 3 . Составление аудиторского заключения……………………………..22
3.1. Структура аудиторского заключения……………………………………...22
3.2. Формы и порядок представления аудиторского заключения……………26
3.3. События, произошедшие после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности…………………………………………………… …29
Заключение …………………………………………………… ………….……..32
Список литературы ………………………………………….……… …………34

Введение
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.
В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ № 2263 от 22 декабря 1993 г., которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития. В соответствии с Законом Правительством РФ и Министерством финансов России принят ряд постановлений и положений по регулированию аудиторской деятельности, способствующему её развитию и становлению.
Целью написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
- изучить оценку результатов аудиторских процедур;
- рассмотреть письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки;
- изучить принцип составления аудиторского заключения.

Глава1. Оценка результатов аудиторских процедур

      Формирование мнения относительно влияния обнаруженных ошибок на достоверность финансовой отчетности
Действия аудитора в случае выявления им искажений бухгалтерской отчетности в ходе и по результатам аудиторской проверки определены российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности».
Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные.
Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности – результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно совершается в корыстных целях, чтобы ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (или бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом.
Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности – результат непреднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта может быть существенным (т.е. влияющим на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным .
В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений бухгалтерской отчетности и риск их необнаружения. Здесь аудиторская организация должна учитывать факторы, способствующие повышению риска появления как непреднамеренных, так и преднамеренных искажений. К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся:
- наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;
- несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли;
- зависимость экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;
- изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
- нетипичные сделки экономического субъекта, особенно в период окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;
- наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;
- особенности организационно- управленческой структуры экономического субъекта, ее недостатки;
- особенности структуры капитала и распределения прибыли;
- наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности;
К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово- хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся:
- состояние отрасли экономики и экономики страны в целом – кризис, депрессия, подъем;
- отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;
- особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства.
При проведении аудиторской проверки, в том числе при планировании аудита, аудиторская организация должна учитывать возможное наличие искажений бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Исходя из этого, аудиторская организация разрабатывает аудиторские процедуры и оценивает риск искажений бухгалтерской отчетности. В то же время аудиторской организации не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указывающих на наличие искажений бухгалтерской отчетности .
При выявлении искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях. При этом следует учитывать возможные виды нарушений у экономического субъекта, ведущие к появлению искажений, такие как:
- отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;
- отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
- нарушения гражданского, налогового и валютного законодательств;
- прочие нарушения, влияющие на искажение бухгалтерской отчетности.
В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности аудитор должен корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:
-вида нарушений, ведущих к появлению искажений;
    - степени существенности выявленных искажений;
- риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.
При выявлении искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна оценить, насколько эффективно действующая у экономического субъекта система внутреннего контроля препятствует возникновению различных нарушений, ведущих к появлению искажений бухгалтерской отчетности. В случае вывода аудиторской организации о более низкой (чем предполагалось ранее) способности системы внутреннего контроля препятствовать появлению искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности системы внутреннего контроля и уточнить в связи с этим объем и характер применяемых аудиторских процедур.
Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке: аудиторская организация должна включить сведения о выявленных искажениях в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора – при проведении инициативного аудита различной целевой направленности.
Аудиторская организация ответственна за:
- выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении и (или) отчете руководству проверяемого экономического субъекта;
- правильность и полноту данных, отраженных в заключении и отчете аудитора, о выявленных им существенных искажениях бухгалтерской отчетности;
- несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).
Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность за:
- возникновение преднамеренных и непреднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;
- непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;
- неустранение или несвоевременное их устранение .
      Итоговая оценка финансовой отчетности
Внутренняя проверка качества аудита включает детальное изучение сотрудником аудиторской организации, руководящим рядовыми исполнителями, всех рабочих документов, подготовленных ими. Проверка включает детальное изучение всех проведенных процедур, произведенных расчетов, сделанных выводов и заключений.
Цель проверки состоит в установлении того, что все пункты общего плана и программы аудита выполнены, а по итогам проведения аудиторских процедур рядовые исполнители сделали правильные выводы.
Руководитель проверки должен убедиться в том, что:
- план и программа аудита полностью выполнены, на программе аудита стоят пометки, обозначения, подписи, подтверждающие ее завершение;
- размер аудиторской выборки определен правильно;
- сделанные выводы соответствуют полученным результатам аудиторских процедур;
- оформление рабочих документов соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутренним стандартам аудиторских организаций и аудиторов;
- обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности не превышают по отдельности или в совокупности установленного аудиторской организацией уровня существенности;
- аудиторский файл (комплект рабочих документов аудита) содержит достаточное количество аудиторских доказательств, необходимых для обоснования сделанных выводов;
- аудиторская проверка в целом проведена в соответствии с требованиями внутренних стандартов аудиторской организации .
      Документирование всех существующих решений, принятых в ходе аудита, и результатов их выполнения
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству проверяемого экономического субъекта для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда:
    договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудита;
    договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.
Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.
Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет – конфиденциальный документ и может быть передан только:
- лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;
- лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;
- любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг.
Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.
Например, если факт непредставления каких-либо документов аудитору по результатам процедуры проверки им полноты первичных документов по конкретному разделу (участку) зафиксировать в письменном отчете аудитора, то сотрудники проверяемого экономического субъекта не смогут своевременно предпринять действия по их нахождению. Если дубликаты этих документов будут впоследствии получены, то аудитору придется изменять свои выводы, расчеты, письменный отчет и т.д. Вот почему письмо о необходимости получения дубликатов первичных документов должно быть направлено руководству бухгалтерии уже в ходе проверки. Если до момента окончания работы аудиторов по сбору аудиторских доказательств такие документы не будут представлены, тогда факт отсутствия отдельных документов будет отражен повторно в письменном отчете.
Все входящие и исходящие письменные документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к своей прочей рабочей документации.
По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант.
В предварительном варианте письменного отчета аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.
Руководство экономического субъекта может:
- подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа;
- встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для обсуждения предварительного варианта документа.
Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.
Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым.
Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.
В соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подробно отразить в своей рабочей документации.
Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого экономического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
Изучив предварительный вариант письменного отчета аудитора, руководство проверяемого предприятия может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность.
Следует помнить, что хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности, недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сделаны в бухгалтерском учете – оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность.
Для того чтобы аудиторская организация убедилась в том, что необходимые исправления существенных нарушений в бухгалтерском учете произведены, проверяемый экономический субъект должен представить ей не только новый вариант бухгалтерской отчетности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составляет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских записей.
В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного.
Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.
По согласованию с получателем письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим способом. В таком случае при архивном хранении в аудиторской организации ко второму экземпляру письменной информации аудитора подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи письменной информации.
Письменная информация аудитора – конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта, подлежавшего аудиту.
В случае смены аудиторской организации, руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями) .

Глава 2. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки
2.1. Вопросы, оказывающие существенное влияние на проверенную финансовую отчетность

Последующие события оказывают очень существенное влияние на результаты проверки. Для этого должен применяться МСА 560 «Последующие события».
Цель МСА 560 - установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора, связанных с последующими событиями.
Все основные положения МСА 560 опираются на МСФО 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
и т.д.................

Введение. 3

1 Значение аудита достоверности показателей бухгалтерской. 5

(финансовой) отчетности. 5

1.1 Понятие аудита. 5

1.2 Федеральный закон и правила (стандарты) об аудиторской деятельности 7

1.3 Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. 8

1.4 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. 14

1.5 Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности. 15

1.6 Анализ результатов аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности. 22

1.7 Ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности. 26

1.8 Результат аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. 27

2 Порядок проведения аудиторской проверки на примере ООО «ГрандСервис», г. Новокузнецк. 31

2.1 Основные элементы учетной политики. 31

2.2 Учет амортизируемого имущества. 32

2.3 Учет материалов и товаров. 33

2.4 Учет специальной одежды… 36

2.5 Учет основного капитала. 36

2.6 Учет расходов на оплату труда. 37

2.7 Аудиторское заключение. 38

Заключение. 41

Список использованных источников. 43

Введение

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и, прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

¾ возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта с пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

¾ зависимость последствий принятых решений;

¾ необходимость специальных знаний для проверки информации;

¾ частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере ООО «ГрандСервис».

Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:

¾ раскрыть теоретические и методологические основы аудита;

¾ исследовать особенности ведения бухгалтерского учета;

¾ проанализировать показатели деятельности предприятия и эффективность производства, финансовое состояние предприятия;

¾ определить правильности составления форм годовой отчетности и выявить недостатки.

Источниками информации для проведения исследования являются бухгалтерская отчетность ООО «ГрандСервис» за 2009г:

¾ форма 1 Бухгалтерский баланс;

¾ форма 2 Отчет о прибылях и убытках;

¾ форма 3 Отчет о движении капитала;

¾ форма 4 Отчет о движении денежных средств;

¾ форма 5 Приложения к бухгалтерскому балансу;

¾ главная книга за 2009г., оборотно-сальдовые ведомости по счетам, журналы-ордера и т.д.

1.1 Понятие аудита

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия, а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий. Чтобы привлечь финансовые вложения экономический субъект должен быть преуспевающим, а его бухгалтерская (финансовая) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный.

Обязательный аудит проводится в случаях:

а) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

б) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

в) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

г) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

д) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Инициативный аудит - это аудиторская проверка любого направления деятельности организации, осуществляемая по собственному желанию организации или индивидуального предпринимателя на основе заключенного с аудитором договора, т.е. проводится по решению управления организации или учредителей предприятия, а так же партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.). Инициативный аудит так же принято называть «добровольным», так как масштаб и характер проверки определяет сам заказчик.

Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

1.2 Федеральный закон и правила (стандарты) об аудиторской деятельности

Основным документом об аудиторской деятельности является Федеральный Закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010). Настоящий Федеральный Закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010), а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Закон включает статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В соответствии со статьей 7 данного закона, правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Надо сказать, что отечественные правила (стандарты) аудита приобрели официальный статус только в последнее время, после вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До этого момента их применение не регламентировалось никакими законодательными актами, они даже не были упомянуты в тексте Временных правил об аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228, от 25.08.2006 № 523, от 22.07.2008 № 557, от 19.11.2008 № 863 от 02.08.2010 № 586).

Появление первого в российской истории Федерального закона об аудите, естественно, сразу же отразилось и на статусе стандартов аудита.

Освоение данных стандартов является непростым делом и требует от аудиторов, в отдельных случаях, незаурядных способностей с целью их понимания и практического применения. Многие аудиторы до настоящего времени испытывают трудности при разработке методик построения аудиторской выборки, т.к. требуются познания не только в области аудита, но и познания в таких областях как математическая статистика и теория вероятностей.

Практика показывает, многие вопросы аудиторской деятельности, которые не нашли отражение в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, являются элементами собственных (внутренних) стандартов аудиторских организаций и/или профессиональных аудиторских объединений, членами которого они являются.

1.3 Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Под аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

¾ бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

¾ степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

¾ соответствия бухгалтерского (финансового) учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского (финансового) учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

¾ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

Задачами аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

¾ формулировка основных требований по учету нормативных документов в ходе проверки;

¾ определение действий аудитора при выявлении фактов нарушений проверяемым экономическим субъектом требований нормативных документов;

¾ отражение в рабочей документации аудитора фактов нарушений требований нормативных документов.

При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Цель проводимого аудита не состоит в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности экономического субъекта применяемому законодательству.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

¾ существенно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¾ несущественно на величину показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчетности в целом в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Если влияние спорного нормативного документа существенно, аудитор может по согласованию с экономическим субъектом предпринять одно или несколько из следующих действий:

¾ направить письменный запрос от своего имени в орган, являющийся источником спорного нормативного документа, если при этом не существует лимита времени на получение ответа на запрос;

¾ письменно предупредить руководство проверяемого экономического субъекта о невозможности выдачи, безусловно, положительного аудиторского заключения.

Если влияние спорного нормативного документа несущественно, то факт разногласий может быть отмечен в письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Проверка аудитором соответствия деятельности экономического субъекта требованиям нормативных актов:

1. При планировании аудиторской проверки аудитор должен, исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта, определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования.

2. Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо:

а) изучить имеющуюся информацию и нормативно - правовую базу, касающуюся экономического субъекта;

б) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов;

в) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта;

г) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность.

3. Как и в других вопросах, в части, касающейся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма.

4. Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск не обнаружения, несмотря на то, что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов:

а) значительного количества нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

б) ограниченности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта;

в) низкой квалификации персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта;

г) получения аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер.

5. При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».

6. Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономического субъекта.

При осуществлении проверки выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, целью является установление требований к аудиторской фирме или аудитору, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

1.4 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.5 Аудит достоверности показателей бухгалтерской отчетности

Данные Формы №1 представляются с соблюдением следующих требований:

нематериальные активы и основные средства показаны в нетто-оценке, т. е. по остаточной стоимости за вычетом начисленной амортизации;

незавершенное строительство, приобретенное оборудование требующее монтажа, отражаются по фактическим затратам для застройщика, а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство;

материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, комплектующие и запасные части, тара и другие) отражаются по стоимости, определяемой из стоимости оценки запасов, материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

готовая продукция отражается по фактической или нормативной производственной себестоимости;

товары, занятые торговой деятельностью, отражаются по стоимости их приобретения;

отгруженная продукция или товары отражаются по фактической или нормативной производственной себестоимости;

дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва;

дебиторская и кредиторская задолженность представляется в зависимости от срока погашения на краткосрочную, если срок погашения не более 12 месяцев и на долгосрочную, если срок погашения более 12 месяцев после отчетной даты;

не допускается предоставление информации по счетам расчетов в “свернутом” виде, данные по этим счетам проводятся в развернутом виде;

уставный капитал показывается в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;

займы и кредиты показываются с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода.

Также для выявления каких либо ошибок производится сверка данных. Проверка ведется так: итоги оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующего синтетического счета в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Данные Формы №1 используются для анализа имущественного и финансового положения организации.

Отчет о прибылях и убытках (Форма №2) является основной отчетной формой и характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, принимая во внимание, что в бухгалтерском учете финансовый результат хозяйственной деятельности определяется подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков за отчетный период. Для этого используется счет 99 «Прибыли и убытки». Сальдо на данном счете отражает финансовый результат хозяйственной деятельности по кумулятивному принципу на счете 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с начала отчетного года.

Основное назначение отчета о прибылях и убытках (форма №2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. При этом расширен состав таких показателей, как - валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток). Данные отчета о прибылях и убытках используются для проведения анализа финансовых результатов.

При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей «Отчета об изменениях капитала». Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать дополнительные данные об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации.

При этом Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 требует от хозяйственных товариществ и обществ отчета об изменениях капитала, который должен содержать как минимум данные о величине капитала на начало отчетного периода, увеличении капитала с выделением раздельно увеличения за счет дополнительного выпуска акций, за счет переоценки имущества, за счет прироста имущества, за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала, уменьшении капитала с выделением раздельно уменьшения за счет уменьшения номинала акций, за счет уменьшения количества акций, за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение), за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала, величине капитала на конец отчетного периода.

Для целей отражения в бухгалтерской отчетности акционерного общества информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций рекомендуется учитывать положения, приведенные в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 2 ноября 1994 г. № 07-01-654-94 указанный документ в государственной регистрации не нуждается). При отсутствии указанной информации в бухгалтерском балансе при отражении данных по группе статей «Уставный капитал» она должна быть приведена как расшифровка к статье «Уставный (складочный) капитал» отчета об изменениях капитала или в пояснительной записке.

Порядок отражения данных о видах образуемых резервов и фондов, а также об изменении их остатков на конец отчетного периода определяется организацией самостоятельно при разработке и принятии ею форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, приведенных в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей «Отчета о движении денежных средств». Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода, в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и в финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетах, валютных специальных счетах, отражаются нарастающим итогом с начала года и представляются в валюте Российской Федерации.

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

Организациям следует иметь в виду, что в расшифровках движение денежных средств, связанное с выплатой (получением) процентов и дивидендов, а также с результатами чрезвычайных обстоятельств, должно раскрываться раздельно. Данные о движении денежных средств в связи с налогом на прибыль и другими аналогичными обязательными платежами должны отражаться в отчете раздельно в составе данных по текущей деятельности, если только они не могут быть конкретно увязаны с инвестиционной или финансовой деятельностью. При поступлении денежных средств от продажи иностранной валюты (включая обязательную продажу) на счета в кредитных организациях или в кассу организации соответствующие суммы отражаются в составе данных по текущей деятельности как поступление денежных средств от продажи основных средств и иного имущества. При этом сумма проданной иностранной валюты включается в данные, характеризующие расходование денежных средств по текущей деятельности, по соответствующему направлению расходования.

При приобретении иностранной валюты перечисленные денежные средства включаются в данные по текущей деятельности по соответствующему направлению. Поступление приобретенной иностранной валюты отражается также по текущей деятельности раздельно или в составе других поступлений (кроме, от продажи основных средств и иного имущества).

Организациям следует учесть, что в отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету (за исключением поступлений денежных средств из кредитной организации в кассу организации) с выделением в том числе по расчетам с юридическими лицами и по расчетам с физическими лицами, а также с выделением из данных по поступлению денежных средств по наличному расчету с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности (то есть в порядке выдачи квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты и других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным в соответствии с действующим порядком). В случае если организацией в соответствующих разделах принятой формы отчета о движении денежных средств не будут выделены обособленно данные о суммах денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию или полученных в кассу организации из кредитной организации, то эти данные должны быть приведены в отчете о движении денежных средств справочно.

При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли требования нормативных актов при формировании показателей Приложения к бухгалтерскому балансу. Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

При проведении аудита необходимо проверить выполняются ли общие требования при заполнении пояснительной записки. В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении. При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.).

1.6 Анализ результатов аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности

При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.

При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций. Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация. Степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения), уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Итоговым этапом аудита хозяйственных операций являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита. Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.

2.1 Основные элементы учетной политики

ООО «ГрандСервис» является производителем декоративной плитки. Предприятие работает по общей системе налогообложения. Объектом обложения выбраны доходы за минусом расходов.

Основные элементы учетной политики ООО «ГрандСервис» включают:

¾ объект налогообложения;

¾ оценка сырья и материалов;

¾ оценка покупных товаров;

¾ определение расходов на покупку товаров при учете в продажных ценах;

¾ расчет процентов по кредитам и займам, принимаемых в расходы;

¾ учет частично оплаченных основных средств и нематериальных активов.

Рассмотрим основные положения учетной политики предприятия:

¾ организация ведения бухгалтерского учета: бухгалтерский учет организации ведет лично руководитель;

¾ списание общехозяйственных расходов: общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных ежемесячно списываются Д-т сч. 90 «Продажи»;

¾ синтетический учет выпуска продукции с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:

¾ оценка готовой продукции, отгруженной продукции производится по полной фактической производственной себестоимости (счет 26 закрывается на счет 20, счет 40 не используется);

¾ оценка отгруженных товаров, сданных работ и оказанных услуг производится по фактической полной себестоимости;

¾ распределение расходов на продажу – расходы на продажу (счет 44) полностью списываются в дебет счета 90 «Продажи»;

¾ распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, по фондам производится в соответствии с учредительными документами организации.

2.2 Учет амортизируемого имущества

Учетной политикой ООО «ГрандСервис» предусмотрен нелинейный метод начисления амортизации для следующих видов основных средств:

¾ вибростол;

¾ литьевые формы;

¾ бетономешалка.

При этом ООО «ГрандСервис» обязано определить остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества на начало года. Этот показатель определяется по каждой амортизационной группе исходя из срока полезного использования, установленного при введении данных объектов основных средств и НМА в эксплуатацию.

Амортизация начисляется исходя из суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на 1-е число месяца, за который рассчитывается сумма начисленной амортизации, и установленной нормы амортизации. Поэтому суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) определяется ежемесячно. Так как амортизация начисляется ежемесячно, суммарный баланс ежемесячно будет уменьшаться на сумму начисленной амортизации.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05 – «Амортизация нематериальных активов».

Для начисления амортизации вибростола используется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (первоначальная стоимость умножить на число лет, остающихся до конца срока службы делить на число лет срока службы объекта).

Для начисления амортизации литьевых форм используется способ уменьшаемого остатка (остаточная стоимость на начало года умножить на норму амортизации умножить на коэффициент ускорения (устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ).

Для начисления амортизации бетономешалки используется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (первоначальная стоимость умножить на число лет, остающихся до конца срока службы делить на число лет срока службы объекта).

Учетное политикой предусмотрено, что:

¾ переоценка первоначальной стоимости основных средств не производится;

¾ переоценка нематериальных активов не производится;

¾ аудиторская проверка учета амортизируемого имущества не выявила нарушений.

2.3 Учет материалов и товаров

Основными нормативными документами, регулирующими учет материалов, является ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

В соответствии с ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету принимаются, как материально-производственные запасы (МПЗ), активы:

¾ используемые в качестве сырья при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);

¾ предназначенные для продажи (товары и готовая продукция);

¾ применяемые для управленческих нужд организации.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

К фактическим затратам, относимым к фактической себестоимости материалов, приобретаемых за плату, относятся:

¾ суммы, уплачиваемые в соответствии с соглашением поставщику;

¾ суммы, уплачиваемые организациям за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

¾ таможенные пошлины;

¾ невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

¾ вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

¾ затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

¾ затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг);

¾ иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Для синтетического учета наличия и движения собственных производственных запасов организации предназначены активные счета:

¾ 10«Материалы»;

¾ 14«Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

¾ 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

¾ 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

Синтетический учет заготовления материалов в ООО «ГрандСервис» производится по учетным ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической полной себестоимости.

Во время проведения аудиторской проверки было выявлено, что не оформляются должным образом книги продаж и книги покупок. Согласно п.15. Постановления № 914 «Книга покупок и книга продаж должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги покупок и книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом». В соответствии с п.14 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000г. № 914, «счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок». Если организация получает счет фактуру с факсимильным воспроизведением руководителя организации или главного бухгалтера, то она рискует остаться без вычета НДС. Законодательство о бухгалтерском учете и Налоговый кодекс не предусматривают факсимильную подпись руководителя при оформлении первичных документов и счетов-фактур. Отказ инспекции вычесть суммы уплаченного налога в таком случае будет правомерен. Это вывод ФАС ВСО из Постановления от 20.07.2005г. №А19-2073/05-5-Ф02-3384/05-С1. Такую же позицию поддерживает Минфин России Письмо МНС России от 01.04.2004 №18-0-09/00042 от 26.10.2005 №03-01-10/8-404. Не менее категоричны и сотрудники налоговых органов. Они считают, что использование факсимильного воспроизведения подписи и печати с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре не допускается (см., в частности, Письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/210/11 и Письмо МНС России от 21.04.2004 N 03-1-08/1039/17).

2.4 Учет специальной одежды

Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды производится на счете 10 «Материалы».

Согласно учетное политике предприятия, специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда учитываются в составе средств в обороте.

Единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, производится в момент передачи (отпуска) сотрудникам.

Нарушений учета специальной одежды во время аудиторской проверки выявлено не было.

2.5 Учет основного капитала

В бухгалтерском учете и отчетности указывается сумма уставного капитала в размере, который не соответствует представленным к проверке учредительным документам. Такие расхождения должны быть устранены во избежание ответственности за нарушение правил учета. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В аудиторском заключении было отмечено, что одновременно может наступить ответственность для должностных лиц предприятия по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

2.6 Учет расходов на оплату труда

Согласно данным бухгалтерской отчетности, зарплата выплачивается 1 раз в месяц. Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. День выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены отдельным категориям работников только федеральным законом.

Таким образом, выплата заработной платы 1 раз в месяц является нарушением трудового законодательства. При этом следует иметь в виду, что заявление работника о согласии получать заработную плату 1 раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности. Федеральная служба по труду и занятости особо подчеркнула это обстоятельство в Письме от 1 марта 2007г. №472-6-0.

Трудовая инспекция вправе проверить любую фирму один раз в два года. Это плановая проверка. Плановые проверки могут быть комплексными – тогда компанию посещают два инспектора. Один проверяет «законность» кадровых документов. Второй – соответствие условий работы нормам по охране труда. Также проверка может проводиться совместно с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования. В случае целевой проверки исследуются документы по определенному направлению (например, все, что касается зарплаты). До 90% проверок инициируются бывшими работниками по их жалобам.

Наказание за нарушения трудового законодательства достаточно серьезное: в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2.7 Аудиторское заключение

В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 30.12.2008г. по результатам осуществленной проверки аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности.

В ООО «ГрандСервис» была проведена выборочная аудиторская проверка. По результатам проведенной проверки можно сделать следующие выводы. Бухгалтерская отчетность на предприятии составляется в соответствии положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 4/99 и Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация всех активов и обязательств организации, результаты оформляются соответствующими документами. Проводится закрытие операционных и результативных счетов, и выявляется финансовый результат деятельности организации за отчетный год. В основном все формы отчетности заполняются правильно. В отчете о прибылях и убытках состав операционных и внереализационных расходов понятен. Форма №3 заполняется правильно, в соответствии с требованиями. Отчет о движении денежных средств также заполнен верно, без нарушений. Бухгалтер правильно отражает остатки и обороты из главной книги и журналов-ордеров в отчете. Правильность составления форм отчетности подтверждает соблюдение взаимоувязки показателей отчетности, что было проверено в ходе аудита.

Таким образом, в результате аудиторской проверки были выявлены следующие нарушения:

¾ нарушение режима оплаты труда;

¾ в бухгалтерском учете и отчетности указывается сумма уставного капитала в размере, который не соответствует представленным к проверке учредительным документам;

¾ не оформляются должным образом книги продаж и книги покупок.

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его бухгалтерская (финансовая) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую (финансовую) отчетность, так же как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

В ходе написания курсовой работы мы раскрыли теоретические и методологические основы аудита, исследовали особенности ведения бухгалтерского учета, проанализировали показатели деятельности предприятия и эффективность производства, финансовое состояние предприятия, определили правильность составления форм годовой отчетности и выявили недостатки.

Практическое исследование темы работы осуществлялось на примере ООО «ГрандСервис», основным видом деятельности которого является производство декоративной плитки. На основании исследования выявлено, что внутренних аудиторских проверок на предприятии не проводится. На предприятие приглашают независимых аудиторов для проведения внешнего аудита. Целью внешней аудиторской проверки ООО «ГрандСервис» является подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки учета амортизируемого имущества, учета специальной одежды нарушений и недостатков не выявлено. А проверка учета материалов и товаров показала, что не оформляются должным образом книги продаж и покупок. Также были даны рекомендации устранить в бухгалтерском учете несоответствие суммы уставного капитала с учредительными документами, и в учете заработной платы не выполняется положение трудового кодекса Российской Федерации о выплате заработной платы не реже чем через каждые полмесяца.

Аудиторской проверкой выявлено, что бухгалтерская отчетность ООО «ГрандСервис» за проверяемый период достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов и финансовых результатов его деятельности исходя из Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г.

В результате проведения внешнего аудита, принимая во внимание рекомендации, ООО «ГрандСервис» получило ценную информацию для улучшения ведения управленческого и бухгалтерского учета, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия в целом, что так же важно для повышения доходов предприятия

1. 24 ПБУ: практический комментарий [Текст] / под редакцией Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2011. – 552 с.

2. Богатая И.Н. Практикум по аудиту. [Текст]: учеб. для вузов / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. М.: Феникс, 2009. – 288 с.

3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» [Текст] / А.Н. Борисов. М.: Эксмо, 2010. – 400 с.

4. Вахрушина С.А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] / С.А. Вахрушина. М.: Омега–Л, 2010. – 576 с.

5. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность: Основы организации: Учебно-практическое пособие [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Воронина. М.: Эксмо, 2010. – 336 с.

6. Газарян А.В. Практика организации процесса аудита [Текст] / А.В. Газарян, Г.В. Соболева. М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 176 с.

7. Гринь Т.А. Контроль и аудит [Текст] / Т.А. Гринь, В.А. Хмельницкий. М.: Современная школа, 2009. – 240 с.

8. Дмитриева И.В. Бухгалтерский учет и аудит [Текст]: учеб. пособие / И.В. Дмитриева. М.: Юрайт, 2011. – 287с.

10. Итыгилова Е.Ю. Контроль качества аудита [Текст] / Е.Ю. Итыгилова, С.М. Бычкова. М.: Эксмо, 2008. – 186 с.

11. Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория. Организация. Документация [Текст] / Ю.Ю. Кочинев. М.: Питер, 2009. – 304 с.

12. Логвинова Т.И. Практикум по аудиту в организациях [Текст] / Т.И. Логвинова, В.Г. Широбоков, - М.: Финансы и статистика, 2010. – 384 с.

13. Мельник М.В. Основы аудита [Текст]: учеб. пособие / М.В. Мельник. М.: Инфра–М, 2008. – 368 с.

14. Пономарева С.В. Основы аудита [Текст]: учеб. пособие / С.В. Пономарева, Т.М. Рогуленко. – М.: Флинта, 2009. – 512 с.

15. Сухачева Г.И. Аудит: технология проверки [Текст]: учеб. пособие / Г.И. Сухачева, Г.Б. Полисюк. М.: Академический проект, 2009. – 176 с.

16. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития [Текст] / А.А. Терехов. М.: ФиС, 2009. – 560 с.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: