БизнесАкадемия - Информационный сайт

Разговоры про нехватку средств в региональных и муниципальных бюджетах на развитие системы образования давно стали общим местом. Некоторые регионы, которые побогаче, строят больше школ и комплектуют их самым необходимым, но в целом по стране ситуация довольно печальная. Сказался и экономический кризис 2014-2015 годов, усугубляли дело «майские указы», когда регионы сокращали капитальные затраты (расходы на строительство и покупку оборудования) в пользу оплаты труда.

Ярослав Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ

Сейчас, когда экономика перешла к росту, необходимо подумать о новых моделях финансирования образовательной инфраструктуры. Механизмы, которые помогут регионам облегчить бремя расходов, разработаны. Настало время их активного внедрения. О чем идет речь?

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования» предложено несколько моделей государственно-частного партнерства, с помощью которых можно избавиться от второй смены, справиться с проблемой создания новых школьных мест и новой школьной инфраструктуры. При этом мы говорим не только о строительстве новых школ, но и о капитальном ремонте старых школьных зданий, близком к реконструкции.

Первая модель - «инфраструктурная ипотека». Ее предлагал министр экономического развития Максим Орешкин для строительства инфраструктурных объектов, и, по нашему мнению, она прекрасно подходит для школ. В ее основе – распределение бюджетных расходов на строительство образовательных объектов на более долгий срок, скажем, вместо двух лет - на семь. На старте государство (в нашем случае – регион) потратит меньше, а потом последовательно, в течение определенного срока, будет выплачивать оставшуюся часть девелоперу.

Интерес к такой модели уже есть, и сейчас эксперты ВШЭ совместно с Минфином и Минэкономразвития работают над ее расчетами. Однако, на мой взгляд, гораздо интереснее две другие модели, пока нетрадиционные для системы образования в России.

Вторая модель предусматривает расширенные обязательства инвестора. Она подойдет для любой крупной компании, как, например, «Яндекс» или «Просвещение», которая заинтересована в инвестициях в образовательные ресурсы и сервисы. Компания не просто строит школу, но и берет на себя обязательства, наряду со строительством и реновацией, вложиться в дизайн, в повышение квалификации учителей, в оснащение школы новыми цифровыми ресурсами - электронными учебниками и игровыми симуляторами. Речь идет о комплексном образовательном продукте и сервисе.

Наконец, третья модель - это концессия. Она используется в здравоохранении и в некоторых несоциальных секторах. Сейчас в России есть порядка десятка крупных проектов, когда инвестор вкладывается в образование - строит школу на свои средства и затем ее развивает. Это, как правило, экспериментальная школа, рассчитанная, прежде всего, на друзей и знакомых, для узкого круга избранных, поскольку предприниматель действует без государственной поддержки.

Есть десятки предпринимателей, готовых инвестировать деньги в школы полного цикла и потом развивать их, применяя передовые подходы к управлению. Это будет бесплатная школа, где может учиться каждый, но в ней появятся новые технологии и современная материально-техническая база, которые в дополнение или взамен уже имеющихся государственных механизмов предложит частный инвестор. Положительные примеры таких инвестиций в образовательные учреждения уже есть в Москве, Татарстане, ХМАО.

Готовность инвестировать в развитие школ сегодня велика и у семей, и у бизнеса. Но в случае с привлечением ресурсов семей есть определенные ограничения из-за проблемы социального неравенства. Мы не должны допускать увеличения вклада семей, а значит, - расслоения в общем образовании. А вот задействовать средства бизнеса необходимо, тем более что предприниматели готовы к этому не только ради получения прибыли, но и в силу желания отдать часть ресурсов на общее дело. Развитие школы - это именно общее дело, она формирует человеческий потенциал страны на десятилетия вперед.

Предлагаю перейти к широкой дискуссии с региональными властями и бизнесом о предлагаемых моделях. Ведь именно инвестиции в образовательную инфраструктуру и образовательную среду без преувеличения можно назвать инвестициями в будущее.

Инвестиции в человеческое развитие - вложения в здравоохранение и питание, в образование и профессиональную подготовку - начинаются с рождения человека и продолжаются всю его жизнь, во многих случаях существенно дополняя друг друга. Адекватное питание и состояние здоровья повышают способность детей к обучению. Анализ данных обследования в Гватемале показывает, что дети, получавшие обогащенные белками пищевые добавки, добивались спустя 10 лет значительно лучших результатов в тестах по общеобразовательной подготовке. Повышение качества общего образования в стране увеличивает вероятность прохождения работниками профессиональной подготовки после окончания школы. В Перу вероятность получения рабочими-мужчинами профессиональной подготовки на предприятиях была на 25% выше, если они хотя бы какое-то время учились в средней школе. В случае окончания средней школы эта вероятность была выше на 52%.

Инвестиции в человеческое развитие могут оказаться неподходящего типа и низкого качества. Затраты на людские ресурсы зачастую не обеспечивают того объема, качества и вида человеческого капитала, которые могли бы быть получены при более рациональном расходовании средств. Это подтверждается множеством примеров: неэффективность пищевых добавок, призванных улучшить режим питания получателей; увеличение посещаемости школ, не дающее заметного улучшения результатов стандартных тестов; отсутствие рынка для применения навыков, полученных выпускниками государственных профессионально-технических учебных заведений. Чрезмерные затраты на административный аппарат системы образования и школьную инфраструктуру, а не на преподавательский состав, оборудование и материалы ведут к снижению количественных и качественных показателей школьного образования. К тем же результатам приводит низкий уровень подготовки учителей и отсутствие высоких стандартов успеваемости учащихся. Наконец, человеческое развитие обычно имеет относительно низкую продуктивность, если развитие высшего образования осуществляется в ущерб начальному и среднему образованию. Во всех таких случаях необходимо пересмотреть политику в области образования, с тем чтобы расходы на школьное образование стали продуктивными инвестициями в человеческое развитие.

Инвестиции в образование осуществляются не только индивидуумами, но и государством. Процесс экономической перестройки и корректировок, который в различной степени затронул большинство стран в 80-х гг. и все еще проходит в некоторых странах, оказал долговременное воздействие на национальную политику в отношении расходов на образование. По крайней мере, до настоящего времени сектору образования не удалось добиться установления для себя режима наибольшего благоприятствования или освобождения от политики, в целом направленной на сокращение государственных расходов.

Хотя Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990) послужила началом признания важнейшей роли образования в национальном развитии и подготовке молодежи к активной и продуктивной жизни в обществах XXI в., основанных в первую очередь на знаниях, многие правительства продолжали рассматривать государственные расходы на образование в качестве скорее источника потенциальной экономии, чем инвестирования в будущее. В настоящее время, за исключением ряда промышленно развитых стран, ни в одном регионе мира средняя доля расходов на образование в ВНП не достигла 6%, рекомендованных Международной комиссией по образованию на XXI век.

Надежды многих стран в конце 80-х гг. на то, что образование значительно выиграет от ослабления международных политических противоречий за счет “дивидендов мира” в результате сокращения расходов на оборону, не оправдались или в лучшем случае оправдались лишь весьма незначительно. Это вытекает из проведенного ЮНЕСКО изучения изменений в средних процентных

долях расходов правительств, выделяемых на оборону и образование соответственно в 62 странах, по которым имеются данные на конец 80-х гг. и начало 90-х. Тогда как за оборону в каждой стране в основном отвечает центральное правительство, это не всегда относится к образованию. В странах, где финансирование образования не является прерогативой центрального правительства, сокращение расходов на оборону может увеличить расходы на образование либо непосредственно, путем направления средств в школы и университеты, либо косвенно, путем увеличения общих переводов средств в местные органы власти, которые несут ответственность за образование. Полностью оценить подобные косвенные выгоды трудно. Что касается прямых расходов, то в отношении периодов 1985-1989 гг. и 1990-1994 гг. можно отметить следующее. Доля расходов, выделяемых правительством на оборону, снизилась в 44 странах, но только в 25 из этих стран увеличилась доля расходов на образование. Например, в Иордании средняя доля расходов на оборону снизилась между 1985-1989 гг. и 1990-1994 гг. на 3,57%, тогда как в то же время доля расходов на образование увеличилась на 1,10%. Однако в 19 странах, где доля расходов на оборону снизилась, доля расходов на образования также снизилась.

Вместе с тем правительства большинства стран все активнее поддерживают предоставление услуг в сфере образования. Из табл. 11.2 видно, что как в мире в целом, так и в среднем по группам стран с низкими, средними и высокими доходами сегодня правительства выделяют на образование большую долю национального дохода по сравнению с 1980 г. Однако в странах с низким уровнем доходов эта доля все еще меньше, чем та, что выделяется в развитых странах: 3,6% в странах с низким уровнем доходов, 5,2% - в странах со средним уровнем доходов и 5,5% - в странах с высоким уровнем доходов.

Таблица 11.3.

Расходы на образование в федеральном и местных бюджетах

Консолидированные расходы (% ВВП)

Расходы федерального бюджета (% ВВП)

Расходы региональных и местных бюджетов (% ВВП)

Консолидированные расходы на образование в % к консолидированному бюджету

Расходы на образование федерального бюджета в % к консолидированному бюджету

С 1993 г. правительством России предпринята решительная попытка перераспределить нагрузку между федеральным и местными бюджетами в общем объеме финансирования системы образования. В результате произошло значительное сокращение доли затрат на образование в расходах федерального бюджета (см. табл. 11.3). В соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие приказом Министерства финансов РФ от 29 декабря 1994 г. № 177, в функциональной структуре расходов бюджетов РФ предусмотрен раздел 13 - “Образование”. В 1997 г. удельный вес данной статьи в расходной части федерального бюджета составил 3,5%. В региональных бюджетах расходы на образование составляют в среднем 21% и имеют тенденцию к росту. Они, однако, колеблются от 13% в “богатой” Москве до 38% в “бедных” Таймырском и Агинском Бурятском автономных округах.

Во многих странах значительную долю составляют частные расходы на образование. Соотношение между государственными и частными расходами на образование в разных странах неодинаково и не связано непосредственно с уровнем среднего дохода в

стране. Так, среди стран с низким уровнем дохода доля частного сектора в общих расходах на образование находится в пределах от 20% (Шри-Ланка) до почти 60% (Уганда и Вьетнам), а среди стран с высоким доходом - от 5% (Австрия) до приблизительно 50% (Швейцария).

Прослеживается определенная закономерность в соотношении государственного и частного финансирования разных уровней образования. В большинстве стран государство обеспечивает бесплатное начальное и нередко среднее образование, поскольку считается, что не только отдельные граждане, но и страна в целом получает значительные выгоды от того, что большинство ее жителей умеют читать, писать и полноценно участвовать в общественной жизни. В то же время в высших учебных заведениях - как государственных, так и частных - обычно взимается плата за обучение, поскольку считается, что большая часть выгод от высшего образования достается непосредственно выпускникам вузов в виде обусловленных именно их высшим образованием гораздо более высоких заработков.

В профессиональном образовании важная роль нередко принадлежит работодателям, которые обеспечивают обучение непосредственно на рабочих местах или помогают финансировать обучение в профессиональных училищах. Конкретные навыки лучше всего получать в ходе обучения непосредственно на рабочем месте, особенно в условиях быстрых прогрессивных изменений в технологии производства. Считается, что система государственного профессионального образования оправданна лишь в том случае, если работодатель сам не в состоянии наладить приемлемое обучение (например, мелкие и средние компании) или обучение за частный счет вообще невозможно (например, переподготовка безработных).

Прочная база знаний - это главный шаг в направлении к успешной карьере и перспективе достойного заработка в будущем. Улучшить благосостояние без вложений как бы этого ни хотелось - невозможно. Однако не все инвестиции в образование окупаются и приносят желаемый результат. Как выгодно инвестировать деньги в образование, не упустив важнейших нюансов, рассмотрим детальнее.

Разумное инвестирование в обучение

Для начала разберемся с понятием "престижное образование". При его упоминании на ум приходят Гарвард, Стэнфорд или MBA. Неоспоримо эти учреждения и программы признаны международным образовательным комитетом лучшими. Однако вы наверняка удивитесь, узнав, что существуют ситуации, когда качественное образование мешает человеку устроиться на работу. Подобное явление называются сверхквалификацией. Чтобы с ней не столкнуться, нужно искать не престижные, а востребованные в месте вашего проживания специализации. К примеру, в городе, где вы живете, популярна профессия рядового программиста, а вы мечтаете о карьере разработчика, тогда лучше выбрать первый вариант. Зачастую, в такой ситуации люди предпочитают отучиться на разработчика в надежде на повышенную оплату. В итоге при больших затратах времени и денег на обучение, получают разочарования от неоправданных ожиданий и кучу дополнительных обязанностей за зарплату рядового специалиста. Иными словами не стоит делать инвестиции в будущую профессию, за которую работодатели не готовы переплачивать.

Когда инвестирование в образование стало осознанным и обдуманным пора проанализировать свои цели. Необходимо подкорректировать их по методике SMART и выбрать способы достижения.

Классическое образование предусматривает учебу в образовательном учреждении на родине или заграницей. Самостоятельное обучение также может быть успешным наравне с вузовским. Оно подходит для людей с отлаженной самоорганизацией и целеустремленностью. В качестве доступной альтернативы общепринятой обучающей системе можно выбрать учебу онлайн. В любом случае первоначально придется инвестировать в себя:

  • Время, затраченное на получение базовых знаний;
  • Силы, для усердного долгосрочного обучения;
  • Деньги, потраченные на занятия.

Кроме платы за обучение под расходами подразумевается и упущенная в этот период зарплата. Статистические подсчеты показывают, что она возмещается в срок до 5 лет в виде повышенного дохода в будущем.

Все вышеперечисленные факторы должны быть в достаточном количестве. Тогда человек может рассчитывать на эффективный старт и конкурентоспособность на рынке труда. При нехватке одного из пунктов риск выкинуть деньги на ветер увеличивается.

Параллельно мы инвестируем в эти выгодные программы:

5 причин инвестировать в образование

Авторы популярного американского учебника по экономике утверждают, что инвестиции в образование - главное первоначальное . Ведь вклады в учебу увеличивают продуктивность, а процесс обучения способствует закреплению теории вкупе с практикой. Люди с качественным образованием оперативно реагируют на изменения в передовых технологиях, поэтому больше получают и быстрее окупают вложения.

Выделяют 5 причин, почему люди стремятся сделать инвестиции в себя:

  1. Самореализоваться - раскрыть свои способности в полной мере;
  2. Стать финансово-независимым;
  3. Подстраховаться от непредвиденных ситуаций;
  4. Накопить сбережения для старости;
  5. Улучшить благосостояние семьи или родственников.

Инвестиции в обучение зарубежом

Иностранная система образования в корне разнится с российской. Студенты много времени уделяют кейсам - проигрыванию различных ситуаций в игровой форме, теория же отложена на самостоятельное изучение. Также будущие эксперты проходят длительную стажировку, где имеют шанс завязать выгодные связи и получить работу в престижной компании. Стоимость образования в США начинается от 15000$ за год обучения. По аналитическим подсчетам средний срок окупаемости таких инвестиций в себя составляет 3 года.

При выборе образовательного учреждения заграницей нужно понимать, что престижный диплом это не панацея. Важно и то, какой специалитет вы выбрали. По статистике люди с математическим, инженерным и техническим уклоном более востребованы и получают доход выше своих коллег гуманитариев.

MBA

Отдельно стоит рассмотреть инвестиции в MBA. Многие работодатели отдают предпочтение выпускникам бизнес-школ, рассчитывая, что сотрудники применят опыт и методики, полученные у зарубежных коллег в их компании. Согласно рейтингу аналитических агентств люди с МВА получают зарплату выше на 25%. Обучение в MBA особенно ценится в сфере банковского управления, госслужбе и HR.

Стоимость программы длительностью 1,5-2 года варьирует в нескольких ценовых категориях, которые представлены в таблице ниже:

Стоимость обучения в МВА в ценовой градации
Верхний сегмент 550000-600000 руб.
Средний сегмент 450000-550000 руб.
Нижний сегмент от 400000 руб.

Если взять за основу эти цифры и учесть, что средняя зарплата финансового директора или рядового топ-менеджера 100000 руб., то инвестиции в свое будущее окупятся через 4 года.

Инвестиции в российское образование

Исследования показывают, что закладывая инвестиции в себя до 30 лет можно рассчитывать на повышение зарплаты к 50 годам в 2,5 раза. Рентабельность вложений составит 8% в год, тот же эффект дает и дополнительное образование. Однако некоторые образовательные программы окупаются уже в первый год работы. Они направлены на подготовку востребованных высокооплачиваемых специалистов в IT и юридической сфере.

В целом окупаемость инвестиций в российское обучение занимает больше времени, чем в зарубежное. Это связано с маленьким уровнем зарплат по сравнению с развитыми странами. При этом стоимость обучения в РФ лишь немногим ниже, чем заграницей.

Наиболее популярными российскими вузами для инвестирования в себя считаются: МФТИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Инвестиции в самообразование

В любом начинании первый шаг самый трудный. Так и в самообразовании, чтобы понять с чего начать, проанализируйте деятельность людей, достигших успехов в желаемой вами области. Для достоверности картины среди кандидатов стоит отсеивать людей, добившихся общественного признания с помощью влиятельных родственников. Далее определите, благодаря каким качествам и знаниям человек получил статус эксперта. В итоге получится список тех дисциплин и вопросов, которым стоит уделить особое внимание. Кроме самостоятельного изучения учебных материалов, технология самообразования основывается на следующих элементах обучения:

  • Вебинары;
  • Научные конференции;
  • Неформальное общение с экспертами;
  • Практика и свободные эксперименты.

Особое внимание нужно направить на общение с экспертами. Теория - это базовая часть, но она кардинально разнится с практикой и человек, застрявший на ее изучении, рискует застопориться и долго стоять на одном месте.

Для успешного закрепления материала важно получать знания систематически, не допуская долгих перерывов и сбоев в обучении. Лучше заниматься понемногу ежедневно, чем сразу перегружать мозг кучей информации, а потом неделю отдыхать. Повторяйте пройденный материал спустя 2 недели и через месяц. При этом пройдитесь по ключевым моментам, освежите их в памяти.

Прочие виды инвестиций

В потоке профессиональных знаний важно не упустить из виду и приобретение косвенных навыков, которые также потребуют дополнительного инвестирования в образование. К ним относятся:

  • Знание иностранного языка. Владение хотя бы английским языком на среднем уровне расширяет карьерные перспективы, а для ряда профессий является обязательным условием. Наиболее востребованными языками считаются английский, французский и немецкий. Доплата специалисту за знание в среднем составляет 200$.
  • Владение компьютером. Компьютерная глобализация требует от людей знания информационных технологий на высоком уровне, т.к. они упрощают и ускоряют работу во многих сферах;
  • Водительские права. Стоит признать, что умение водить автомобиль повышает шансы человека заполучить более высокооплачиваемую должность.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что инвестиции в будущее обучение это важный шаг в направлении стабильного благосостояния. Конечно, полноценную обучающую базу нельзя назвать панацеей, но она открывает широкие горизонты для самореализации, а также позволяет стартовать с более высокой ступени карьерной лестницы. Однако окупаемость вложений в конечном итоге зависит от того, насколько продуктивно человек распорядится полученным капиталом знаний.

Похожие записи

Посмотрели: 431

Глубокие, качественные знания выступают одним из важнейших факторов успеха на пути по карьерной лестнице, получения заветной должности, а также высокой заработной платы. Без постоянного совершенствования и развития улучшить свои навыки, личностные качества и, как следствие, свое благосостояние не представляется возможным.

Сегодня существует огромное многообразие способов инвестирования в образование – получение второго высшего в университете, участие в тренингах и семинарах, прохождение бизнес-курсов и многое другое. Важно заметить, что далеко не все из них могут похвастаться по-настоящему полезными знаниями, которые можно успешно применить на практике. Рассмотрим наиболее полезные и эффективные способы инвестирования в личностное развитие .

Что представляет собой престижное образование

Престижное образование подразумевает образовательную программу, эффективность и содержательная наполненность которой ценится практически везде. Безусловно, учебных учреждений, предлагающих престижное образование, не так много. Например, программы Оксфорда или Кембриджа являются престижными, с этим трудно не согласиться. Кроме того, престижным является получение степени магистра делового администрирования, то есть прохождение программы MBA, которая преподается в разных странах, в том числе в России.

Но, существует такой парадокс, который называется «сверхквалификацией». Это даже в какой-то мере может помешать устроиться на работу. Чтобы подобной неприятности не произошло, нужно выбирать для себя не престижные, а востребованные в желаемом регионе специальности, так как они кардинально могут различаться в зависимости от региона проживания. Например, в городе, где вы планируете построить карьеру, существует крупный металлургический комбинат, поэтому, если вы выберете смежную с данной областью профессию, то наверняка не прогадаете. Простыми словами, не стоит вкладываться в профессию, которая априори может оказаться никому не нужной. Важно подробно проанализировать текущий рынок труда и на основании полученной информации делать заключения.


Методика SMART

Для того чтобы добиться желаемых результатов, нужно поставить перед собой конкретные и измеримые цели, а после – проанализировать их. Для этого как нельзя лучше подходит методика SMART. Она позволит более наглядно представить ваши цели и определить способы для их достижения. Итак, что же собой представляет данная методика.

В первую очередь, согласно методике, цель должна быть конкретна. Не ставьте перед собой эфемерные цели с расплывчатыми формулировками. Чем более конкретным будет ваше заключение, тем проще будет стремиться к нему. Во вторых, цель должна быть измерима во времени. Идеально, если вы рассчитаете сроки достижения целей. В-третьих, цель должна быть достижима. В этом случае вам нужно объективно подойти к собственным возможностям и способностям. Также, цель должна быть актуальна. И, в заключение, цель должна быть ограничена во времени. Если вы будете следовать предложенной методике, то удивитесь, что ваши мечты, это всего-навсего несколько вполне конкретных шагов, которые приведут вас к ним.

Классическое образование

Несмотря на большое количество негативных отзывов об обучении в школе или ВУЗе, именно они предоставляют необходимую базу знаний, которые могут стать опорным пунктом в достижении поставленных целей. Безусловно, никто не может запретить вам заниматься и самостоятельным образованием, кроме того, это даже необходимо, если вы ставите перед собой грандиозные цели. Для этого важно обладать определенным складом характера, то есть иметь высокую степень самоорганизованности и мотивации. Самостоятельное обучение может быть выражено в самых разных формах, это может быть просто изучение дополнительной профессиональной литературы, а может быть онлайн-обучение со специалистом или прохождение курсов. Любой из выбранных вами способов образование потребует –

  1. Времени, необходимого на изучение предложенного материала.
  2. Трудовых затрат, необходимых для освоения и применения на практике полученных знаний и навыков.
  3. Денежных средств, необходимых для оплаты услуг преподавателя и учебной литературы.

Важно отметить, что в статью расходов можно включить возможную упущенную заработную плату, которую вы могли бы получить, если бы во время обучения работали. Но, по некоторым данным, эта сумма успешно окупается в течение нескольких лет после прохождения в виде повышенного дохода, который был бы невозможен без повышения квалификации.

Все представленные расходы должны находиться в балансе, так как нехватка любого из этих пунктах негативно скажется на эффективности.


Преимущества инвестиций в образование

По словам экспертов – инвестиции в образование представляют собой чуть ли не главное и самое важное вложение в человеческий капитал. Специалист, обладающий глубокими и качественными знаниями в своей сфере, а также богатым опытом, может более продуктивно работать и быстро реагировать на происходящие вокруг изменения.

Существует множество преимуществ инвестирования в образования, выделим лишь некоторые, более важные из них –

  1. Возможность самореализации и раскрытия собственных способностей и применения их на практике.
  2. Возможность обрести финансовую независимость.
  3. Чувство уверенности в завтрашнем дне.
  4. Скопление сбережений для определенных целей.
  5. Помощь семье.

Инвестиции в зарубежное образование

Что касается заграничной образовательной системы, то она в корне отличается от привычной российской системы. За рубежом особое внимание уделяется именно формированию практических навыков, и тем оно более ценно. Кроме того, за границей вам, в зависимости от успеваемости, а также вида учебного учреждения, предоставляется возможность прохождения стажировки в организации с последующим трудоустройством. Но, вместе с тем, образование за границей, например, в Америке или Европе очень дорогостояще. Но, в случае успешного трудоустройства есть возможность за несколько лет окупить его.

При выборе того или иного учебного учреждения действуют практически те же правила, что и в России – важно учитывать именно востребованность профессии.

MBA-образование

Как ранее мы уже заметили, отдельным пунктом стоит получение степени мастера делового администрирования. Данную программу можно пройти не только за границей, но и в России. Ее продолжительность достигает двух лет. Содержание программы предполагает ценным теоретическим знаниям, которые преподаются квалифицированными специалистами различных областей знаний, а также практических навыков и умений, которые могут потребоваться непосредственно при выполнении новых обязанностей. Простыми словами, основной задачей, с которой эффективно справляется MBA-программа, является подготовка квалифицированного управляющего персонала, который в своей деятельности применяют эффективные и работающие способы решения различных задач. По статистическим данным, рост зарплаты после получения степени может увеличиться до 25-50%.

Стоимость прохождения этой программы достаточно высока, но игра стоит свеч, так как предполагает продвижение по карьерной лестнице и рост заработной платы.

Инвестиции в российское образование

Российское образование, при грамотном подходе, может ничем не уступать заграничному. Хотя, по некоторым данным, продолжительность окупаемости таких занимает немного больше времени, нежели зарубежная квалификация.

Но, стоимость обучения в России на порядок ниже, нежели образование в Америке или в Европе.


Инвестиции в самообразование

Как мы уже выяснили, инвестиции в самообразование невероятно важны. Кроме того, они должны осуществляться на регулярной основе, так как мир стремительно меняется и нужно всегда быть в курсе всех инноваций, чтобы уметь ими пользоваться. Для того чтобы определиться, с чего нужно начать, можно изучить опыт людей, которые достигли успеха в определенной области. Исключите, при возможности, достижение целей с использованием связей или блата. После этого можно определить, с помощью каких знаний, навыков и достижений специалист получил определенную должность. На основании полученной информации можно расписать для себя пошаговое руководство по образованию. Помимо самостоятельного изучения специализированной литературы, к выбору которой важно отнестись очень серьезно, самообразование заключается в следующих элементах –

  1. Участие в вебинарах.
  2. Участие в научных конференциях.
  3. Проведение консультаций и бесед с экспертами.

ВАЖНО! Для того чтобы достичь определенных карьерных высот, единоразовое прохождение образовательного курса не достаточно! Для поддержания своих позиций важно постоянно обучаться и получать ценные знания систематически.

Прочие способы инвестирования

Помимо исключительно специализированных навыков и умений важно не упустить из вида и косвенные навыки, которые необходимы в условиях современного мира и быстрого темпа жизни. Перечислим основные –

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Первоначально важно уделить внимание английскому языку, так как, общаясь на нем, вас поймут практически везде. Если того требует профессия, то нужно изучить и другой иностранный язык. Владение определенным языком часто требуется для выполнения ряда профессиональных обязанностей, поэтому кандидатам, знающим его, отдается предпочтение.
  2. Уверенное владение компьютером. Здесь речь идет как о простом пользовательском уровне общения с компьютером, так и о уверенном использовании специализированных программ, без которых нельзя обойтись в вашей профессии.
  3. Наличие водительского удостоверения определенной категории.


Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что инвестиции в образование выступают самым важным шагом на пути к личному благосостоянию, высокооплачиваемой работе и востребованной должности. Обладая актуальными глубокими знаниями, вы можете превзойти многих конкурентов и зарекомендовать себя в качестве профессионального специалиста. Безусловно, образование требует не только временных, но и денежных затрат, и, порой, не малых. Но, стоит помнить, что они могут окупиться за определенный временной промежуток. Его продолжительность напрямую зависит от ваших умений грамотно распоряжаться имеющимся капиталом.

Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций.

Основанием для проведения расчета показателей экономической эффективности образования, служит предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что в свою очередь порождает более высокие заработки. Экономическая эффективность образования определяется соотнесением прямых денежных доходов, приходящихся на образование и издержек, связанных с его получением. Традиционным методикам оценки экономической эффективности инвестиций в образование, основанным на расчете показателей частной и общественной внутренней нормы доходности различных ступеней образования, уделено большое внимание в экономической литературе.

Однако, рассматривая проблему эффективности инвестиций в трудовые ресурсы, необходимо отметить, что кроме денежных доходов существуют и не денежные, которые не учитываются в расчетах норм отдачи капиталовложений в образование, здравоохранение и т.д. Поэтому нельзя судить об эффективности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.

Образование оказывает большое влияние на условия труда, уровень безработицы:

  • -- условия труда у лиц с лучшей образовательной подготовкой, как правило, более благоприятны.
  • --более образованным людям легче устроиться на работу,
  • --они испытывают меньшую физическую нагрузку,
  • --получают большую самостоятельность при принятии решения,
  • --у них менее однообразный характер труда,
  • --больше возможностей для общения с другими лицами.

Образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности и за пределами рынка труда: оно способствует развитию личности и приобретению таких качеств, как независимость и уверенность в себе, гибкость и терпимость в отношении с людьми, непредубежденность, уважение к эстетическим и культурным ценностям, повышению интеллектуальных запросов.

Образование влияет на выработку таких навыков, как способность принимать решение, коммуникабельность, рациональное распределение времени т.п. Очевидно, что подобные навыки и качества приносят пользу не только на рынке труда, но и при установлении неформальных связей (вступление в клубы, выбор друзей), при покупке товаров длительного пользования и т.д. Образование оказывает большое влияние на формирования человеческого капитала, то есть на инвестиции в дальнейшее образование, обучение без отрыва от производства, поддержание здоровья, миграцию.

Значительная часть жизни людей проходит вне рынков труда и капитала. Эта деятельность по организации своего досуга, быта. Получение образования положительно влияет на здоровье, на успех в браке, а также предполагает более рациональный подход к потреблению и использованию свободного времени. Так, некоторые западные экономисты утверждают, что лучшая ориентация образованных людей на рынке потребительских товаров дает им дополнительную выгоду в приобретении товаров данного качества по более низкой цене и товаров более высокого качества по данным ценам.

Образование и связанное с его получением посещение школ, колледжей и т.п. всегда приводило к установлению определенных дружеских отношений между учащимися. Образование облегчает выбор претендентов и формирование супружеских пар. Считается, что рост уровня образования жены положительно влияет на заработки мужа. В основе такого влияния лежит воздействие более образованной жены на поведение мужа на рынке труда, на его здоровье. Образование родителей является важной детерминантой способностей и образования их детей.

Нужно помнить и о воздействии образования на развитие общества в целом. Эти эффекты образования обычно употребляются под заголовком "социальная интеграция" и "стабильность общества". Учитывая все виды не денежных доходов получаемых от образования, можно с определенной уверенностью утверждать, что образование обладает социальной эффективностью.

Проведенное в данной работе исследование изменение удельного веса лиц с различным уровнем образования за период с 1952 года по 1994 год, а также взаимосвязи между показателями уровня образования и продолжительностью жизни, образованием и уровнем безработицы населения с различной образовательной подготовкой характеризует некоторые аспекты социальной эффективности образования.

Люди, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше. Это связано с тем, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей эффективно использовать свой "капитала здоровья” - ведут более здоровый образ жизни, как правило, избирают профессии не связанные с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинскими услугами.

Уровне безработицы среди мужчин трудоспособного возраста в США, свидетельствует о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: