БизнесАкадемия - Информационный сайт

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико‑правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства - это способ национального и административно‑территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико‑правовой режим представляет собой совокупность политико‑правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрас‑сигнатуры - порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер‑министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

Существуют две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.


Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными.

Парламентарная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно указное законодательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал‑губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современной наукой, является республика.

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер‑министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Парламентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства.

В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер‑министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика - такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер‑министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики - Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах республик.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики:

В условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

5. Форма государства. Форма правления

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.

Форма государственного устройства - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слов: monos - один, единый и arche - главенство, власть).

Признаками монархической формы правления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) юридическая независимость и безответственность монарха, подчеркиваемая институтом контрас-сигнатуры - порядком, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона.

Существуют две системы наследования престола - персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

б) кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины, но последние имеют преимущество;

в) австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

г) шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман.

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля за действиями кабинета министров отсутствуют. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг., Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Кувейт и др.) присущи определенные черты дуализма, однако в «чистом» виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Большинство современных монархий являются парламентарными. Парламентарная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством («монарх царствует, но не управляет»). Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законо-дательство монарха предусмотрено, но не используется. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю.

В современном мире существуют и иные, нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов); коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени); монархии Британского Содружества - Австралия, Канада, Новая Зеландия (главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством). Особо следует отметить теократию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Второй формой правления, выделяемой современ- ной наукой, является республика. Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Как форма правления республика характеризуется несколькими признаками:

1) источником власти признается народ;

2) коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

3) все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

4) органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

5) высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

6) должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле: например, в США все назначения, сделанные президентом, должны получить одобрение Сената. Однако ответственно правительство только перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия кабинету министров, но и президент не может распустить высший законодательный орган. Правительство возглавляется президентом, пост премьер-министра отсутствует. Полномочия президента велики: он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Типичной президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Парламентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент и т. п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ним, а не перед главой государства. В отличие от президентской в парламентской республике глава государства избирается на заседании парламента, который он может распустить по рекомендации правительства. Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии. Во главе правительства стоит премьер-министр, который фактически возглавляет всю систему исполнительной власти в стране. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как всему кабинету в целом, так и отдельным его членам. В парламентской республике президентские полномочия номинальны, любые политические действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность. Парламентская республика существует в Италии, ФРГ, Индии и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика - такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Как и в президентской, в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, т. е. всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанной республики - Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных типах республик.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась Республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.


| |

"Территория", "население", "власть" представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" трактует вопросы о том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчив ость государственных институтов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы выступают форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

Формы правления

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики . В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские . Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей . Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Государственно-правовой режим

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер . Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству, где решения принимаются большинством с одновременным уважением прав меньшинства.

Авторитарный государственно-правовой режим - это осуществление государственной власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мнения большинства.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие структурные элементы входят в понятие "форма государства"?
  • 2. В чем различие между монархией и республикой?
  • 3. Чем отличается унитарное государство от федерации?
  • 4. Назовите основные признаки авторитарного режима.

Является ли монархия пережитком прошлого? Может ли унитарное государство быть демократическим? Есть ли в парламентской республике президент?

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

Понятие формы государства

Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

Формы правления

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями .

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными . Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности .

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными . К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен . По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные . К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения . Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу . Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения . Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип , который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

Формы государственного (политического) режима

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos — народ + kratos — власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus — согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia — безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos — толпа, чернь + kratos — власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоев общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы .

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas — власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным . Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в- фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

Вопросы для самопроверки

  • 1) Что представляет собой форма государства?
  • 2) Какие формы правления вам известны?
  • 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного?
  • 4) Каковы признаки демократии?
  • 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?

Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность выяснить: 1) как создаются высшие органы государства и каково их строение; 2) какие принципы положены в основу взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; 3) как строятся отношения между высшей государственной властью и населением страны; 4) какова степень участия населения в формировании органов власти; 5) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан и другие.

В зависимости от ответов на эти вопросы можно говорить о различные формы государственного правления: единоличные, наследственные, республиканские, коллегиальные, выборные и тому подобное. Различия между этими формами правления заключаются, например, в том, что в монархиях глава государства наследственный и постоянный, а в республиках - выборный на определенный срок. В абсолютных монархиях конституция и парламент отсутствуют, разделение властей не существует, вся полнота власти концентрируется в руках монарха. В дуалистических монархиях законодательным органом является парламент, а управление страной возглавляет король, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. В президентских республиках отношения главы государства, парламента и правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, а место короля занимает выборный президент. В парламентских республиках отношения напоминают отношения в парламентских монархиях и тому подобное.

В современных условиях создаются смешанные (гибридные) формы правления, которые обеспечивают стабильность управления страной. При этом ликвидируются частые смены правительства, консолидируются партии. Вместе с тем такая форма правления имеет и свои недостатки: возникают коллизии, несогласованности, которых не было в отработанных (классических) формах правления. Нарушаются стандарты разделения властей. Так, в президентских республиках создания смешанной формы правления повышает роль парламента и усиливает его контроль за деятельностью правительства. В парламентских республиках при создании смешанных форм правления значение парламента падает, усиливается власть президента, и нет достаточных гарантий против президентского всевластия: все зависит от личных качеств конкретного президента.

Порядок замещения главы государства определяет две формы правления : монархию и республику. их разновидности определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти в конкретной стране.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, приобретает ее на основе, как правило, кровнородственного наследования. История мировой цивилизации знает такие виды монархий: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия (абсолютизм) - это никем и ничем не ограниченная власть. Обладатель сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной, а в некоторых странах - духовной, религиозной власти. Если кроме монарха в государстве есть другие высшие государственные органы (парламент), это ограниченная монархия (конституционная, парламентская или дуалистическая).

Признаки классической монархической формы правления: 1) власть не предоставляется монарху кем-либо из людей или социальной институтом, а приобретается в результате своего происхождения, или лицо наделяется властью "от создателя"; 2) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью всю жизнь; 3) наследственный порядок преемственности верховной власти; 4) владычества по своему усмотрению; 5) юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. В период феодализма она становится основной формой правления. В дальнейшем она сохраняет только традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Разновидности монархической формы правления: 1) древневосточная; 2) древнеримская; 3) феодальная (средневековая) 4) конституционная (парламентская, дуалистическая) 5) выборная; 6) теократическая (божественная).

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный (семейный) характер, и только государственные рабы принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Давньго Востока получила название Восточной деспотии. Деспотия - такая форма правления, при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью в отношении своих подданных и опирается на военно-бюрократический аппарат.

Древнеримская монархия выступала в форме империи, и в своем развитии прошла два этапа: периоды принципата и домината. В период принципата формально сохранялись республиканские формы правления и учреждения республики. Законодательная власть концентрировалась в руках императора. Кроме того, он выполнял полномочия любой другой высшего должностного лица. Во II веке н. е. в Риме была установлена ограниченная монархия - доминант. Исчезли республиканские учреждения, управления государством сконцентрировалось исключительно в руках императора, который сам назначал исполнителей - чиновников. Император опирался на разветвленный административный, судебный, военный аппарат.

Средневековая монархия проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительный и абсолютизм. Раннефеодальная монархия как форма государственного правления возникла из родовое-общинных отношений у народов Европы, не знали рабства. Государство характеризовалась слабой централизованной властью, раздробленностью территории. В XIII-XVII вв. в странах Европы получила распространение сословно-представительная монархия. Наряду с достаточно влиятельной властью короля существовали собрание представителей ведущих слоев населения (состояний). Они выполняли совещательную, а иногда и финансовую и законодательную функции при монарху. Такие сборы возникали вследствие преодоления феодальной раздробленности и создание централизованной монархии. В XV-XVI вв. в западноевропейских странах сформировалась абсолютная монархия. Государственная верховная власть по закону принадлежала одному лицу. Происходило объединение вокруг монарха феодалов и буржуазии. Основным признаком абсолютной монархии было отсутствие каких-либо органов, которые ограничивали компетенцию монарха.

Вследствие бурных революций XVII-XVIII вв. в Европе возникла конституционная монархия. Как форма правления конституционная монархия распространилась в период становления буржуазного общества. При такой форме правления власть монарха значительно ограничивалась представительным органом. Обычно такие ограничения устанавливались конституцией. Монарх не имел права менять конституцию. Разновидностями конституционной монархии были и есть: парламентская (парламентская) и дуалистическая.

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: 1) правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент; 2) лидер партии, имеющей наибольшее число депутатских мест в парламенте, становится главой государства; 3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; 4) законодательные акты принимаются парламентом, монарх их подписывает; 5) правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Парламентская монархия - это такая форма правления, существует, как правило, в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался обычно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды Швеция, Канада, Австралия и другие). Здесь можно видеть развитие разделения властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим. Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (его нижней палаты), а монарх, соответственно, вынужден назначать главой правительства лидера партии (коалиции партий), имеет в парламенте (нижней палате) большинство мест.

Монарх при такой форме правления "царствует, но не правит". Право вето относительно законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, им или в практике не используется, или же он применяет это право по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все акты, исходящие от него, обычно готовятся правительством и закрепляются его головой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за конкретный акт, потому что правота монарха не может ставиться под сомнение (в Великобритании это выражается принципом "король не может быть неправ»).

Главная отличительный признак парламентской монархии - это политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку или должен быть отправлен в отставку монархом. Но обычно это полномочия уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью решил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, а если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав будет соответствующим, а правительство будет заменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентский режим или парламентаризм. Но этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно наблюдается, например, в Дании, Нидерландах. Чем шире партийная коалиция, составляет правительство, тем это правительство менее устойчив, так как тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда достаточно одной любой партии отозвать своих представителей из правительства, и он теряет необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и, как правило, вынужден уйти в отставку. И наоборот, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и другие) или многопартийная система с одной партией, превалирует, (Япония в 1955-1993 pp.) И правительства в принципе однопартийные, парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, но в действительности правительство, состоящее из лидеров партии, которые обладают в парламенте (соответственно нижней его палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

При такой форме правления как дуалистическая монархия, существуют две политические учреждения: монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) заключается в том, что монарх юридически и фактически не зависит от парламента в сфере исполнительной власти. Правительство формируется монархом независимо от партийного состава парламента не отвечает перед парламентом. Дуалистическая монархия характерна для периода перехода от феодализма к капитализму и является попыткой примирения интересов различных слоев населения. Монарх является выразителем интересов феодалов, а парламент - буржуазии и других слоев. Монарх уже не имеет законодательной власти, но еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и своей волей формирует правительство, ответственное перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, не имеет никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность. В дуалистической монархии не существует парламентской ответственности правительства. Кроме того, законодательные полномочия существенно ограничиваются монархом, которому предоставляется право вето, право роспуска парламента, право назначения в верховной палаты. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Итак, юридически и практически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В современных условиях страны, в которых трудно сразу выявить форму правления. Это связано с тем, что в таких странах на уровне регионов федерации есть элементы монархической формы правления, а на уровне страны в целом - республиканской. Такие страны относят к выборной монархии. Есть страны, где глава государства не является пожизненным, он не наследует власть, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. В этих государствах глава государства переизбирается раз в пять лет. Государства остаются монархическими том, что главой государства может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей составных частей федерации (местный монарх). На практике главой государства избираются поочередно султаны, через каждые 5 лет местный монарх переизбирается.

Теократическая монархия - это монархия, где духовный лидер является одновременно главой государства, которому принадлежит и политическая власть. Для обоснования такой власти обычно ссылаются на волю потусторонних сил (Ватикан).

Своеобразием отмечаются бывшие владения Великобритании (доминионы). Доминионы переняли главные принципы Британской конституционной модели и сохранили государственно-правовые связи с бывшей метрополией. Все они считаются парламентскими монархиями, но собственных монархов не имеют. Британский монарх является колониальным главой государства, а его функции в каждом из доминионов осуществляет генерал-губернатор. Генерал-губернатор формально назначается британским монархом по представлению правительства доминиона (Австралия).

Республика (от лат. Res publica - общественное дело) - это такая форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемых населением на определенный срок: парламенту, президенту; рядом с ними существуют независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики : И) существование высших органов власти: единоличным коллегиального главы государства; 2) выборность на определенный срок главы государства и других органов государственной власти; 3) возможность участия граждан в управлении делами государства; 4) осуществление государственной власти не по своей воле, а по поручению народа; 5) разделение властей; 6) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 7) особая процедура принятия высшими органами власти своих решений (принятие законов через парламент) 8) обязательность решений высшей государственной власти; 9) авторитет власти.

Республика рассматривается как наиболее демократическая форма правления, поскольку считается, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа основаны на мандате народа. Республиканская форма правления впервые сформировалась в Афинском государстве. История знает примеры разделения республик на демократические и аристократические. В демократических республиках к формированию органов государственной власти формально (юридически) привлекаются все слои населения. Фактически эти права могут ограничиваться (цензы, подсчет голосов). В аристократических республиках большинство населения не только фактически, но и формально отстраняется от участия в формировании органов государственной власти.

Республики делятся также на: 1) парламентские; 2) президентские; 3) смешанные (парламентско-президентские или президентско-парламентские) 4) надпрезидентськи.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Правительство в парламентской республике формируется из представителей одной или нескольких партий, получивших большинство в парламенте, то есть персональный состав исполнительной власти отражает партийную структуру парламента. Глава государства (президент), как правило, не влияет на состав, политику правительства, формируется исключительно парламентом и подотчетно только ему. Формальной особенностью парламентской республики является наличие должности премьер-министра.

Главный признак парламентской республики, как и парламентской монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность здесь солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его голове, тянет за собой отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

В государствах парламентского типа президент как глава государства избирается не всеми гражданами, а высшим законодательным органом, или вообще не избирается. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, который выдвигается политической партией или партийной коалиции, получившей большинство на парламентских выборах. Весь состав Кабинета Министров утверждается парламентом. В большинстве государств с парламентской формой правления закрепляется право роспуска парламента, которое принадлежит президенту или премьер-министру. Парламентская форма правления дает возможность представлять в правительстве различные политические силы, но это может быть недостатком в тех странах, где ни одна из политических сил не может получить стабильного большинства. Правительства таких государств часто меняются (Италия). Преимуществом парламентарной республики является ответственность правительства перед парламентом.

С появлением должности президента появляются президентские республики. Президент, как правило, является главой государства в республиканских государствах соответствует монарху в государствах монархических. Такая форма правления распространена и сейчас установлена во многих странах. Эта форма правления напоминает дуалистическую монархию, тем более, что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была дуалистической монархией). Президентская республика характеризуется, как правило, сочетанием в одних руках президента полномочий главы государства и главы правительства и теоретически базируется на принципе жесткого разделения властей. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и имеют значительную самостоятельность относительно друг друга.

Формальным признаком президентской республики является отсутствие поста премьер-министра. В некоторых президентских республиках создается особая должность административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и другие), но не он определяет политику правительства, это делает президент, остается его фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр знает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания (в некоторых странах каждый раз только по поручению президента). Создание такой должности позволило установить ответственность правительства в целом, а не только отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руководителя государства - президента. Однако, хотя правительство и ответственный перед парламентом, назначает его президент без согласия последнего. При выражении вотума недоверия премьер-министру или всему составу правительства в ряде стран президент должен отправить правительство в отставку.

В президентской республике президент избирается беспартийным путем, состав правительства формируется независимо от партийного состава парламента главой государства единолично или с одобрения верховной палаты парламента. Президент руководит правительством сам или через назначенного им премьер-министра, который подлежит утверждению всем парламентом. Правительство несет ответственность перед президентом. У президента отсутствует право роспуска парламента.

Законодательная и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является президент, избираемый народом, и объединяет эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа, как правило, нет, министр по отдельности подчинен президенту. Судьи как высшие должностные лица судебной власти назначаются президентом с согласия парламента (его верхней палаты), который при этом руководствуется не политическими взглядами кандидата, а его компетентностью и моральными качествами. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может устранять самостоятельно: нельзя заставлять его работать с тем, с кем он работать не хочет и не может.

Главным признаком президентской формы правления выступает отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за политику, которую она проводит. Парламент не может освобождать его должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются политического доверия парламента. Вот почему в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, когда президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая партия. И они вынуждены сотрудничать, потому что ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (освобождение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем импичмента возможно лишь при условии допущения с их стороны серьезных правонарушений).

Система сдержек и противовесов проявляется, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента путем наложения на принятые им законы отлагательного вето, для преодоления которого необходимо квалифицированное большинство голосов. В свою очередь парламент (его верхняя палата) может помешать назначению президентом должностных лиц или отказать в ратификации заключенных президентом международных договоров. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как исполнительной, так и законодательной властями.

Преимущества президентской формы правления: 1) сильная единая исполнительная структура (правительство возглавляет глава государства); 2) стабильность правительства не зависит от соотношения сил в парламенте; 3) четкое разделение властей. Но президентская форма имеет и существенные недостатки : 1) тяготение к авторитаризму, попытка сконцентрировать власть в своих руках; 2) исполнительная власть пытается выйти из-под парламентского контроля.

Смешанная форма правления сочетает в себе элементы как парламентской, так и президентской республик. В государствах с такой формой парламент и президент разделяют свой контроль и свою ответственность в отношении правительства. Президент как глава государства избирается народом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту президент, но парламент может не утвердить эту кандидатуру. Правительство формируется премьер-министром и утверждается парламентом. При такой форме правления президент может быть представителем одной политической силы, а премьер-министр и его кабинет - другой.

Существование смешанной формы правления объясняется компромиссом между желанием допустить к власти больше политических сил и необходимостью сохранения парламентской стабильности в государстве. Кроме того, тенденции к смешанных форм связаны с необходимостью конституционного снижение роли президента в президентских республиках и повышения этой роли в парламентских республиках.

Существенным недостатком смешанной формы правления является противостояние между президентом и парламентом (связано с желанием сконцентрировать власть в одних руках). Эта форма правления эффективна при условии, что правительство опирается на парламентское большинство и президент придерживается этой политической ориентации.

При смешанной форме правления является предусмотрены конституциями некоторые ограничения роли президента парламентом, прежде всего по вопросам, касающихся назначения премьер-министра и парламентской ответственности правительства.

В отличие от парламентарной республики, где самостоятельная роль президента незначительна и он не обладает никакой исполнительной властью, и в отличие от президентской республики, где он является главой исполнительной власти, в смешанной полупрезидентской республике заметно стремление "вывести" президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за пределы традиционной концепции разделения властей. Основные законы, принятые при активном участии президентов-лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность,. и вместе с тем устанавливают определенное, хотя и незначительное, ограничения его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции пытаются поставить президента, его власть вне обычной триады, наделяя его как главу государства кроме исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (широкие нормотворческие и особенно исключительные арбитражные и объединительные полномочия).

Надпрезидентська республика (монократический) - это разновидность президентской формы правления. Признаки такой республики: 1) сосредоточение всей полноты власти в руках президента, он и глава исполнительной власти и лидер правящей политической партии; 2) ничем не ограниченное право роспуска парламента; 3) право назначать и увольнять руководителей местных администраций, судей; 4) право вводить режим чрезвычайного положения; 5) невозможность смещения президента со своего поста; 6) отсутствие системы сдержек и противовесов ветвей власти; 7) направление всех государственных структур на установление монократический режима, где отсутствует демократия, права и свободы граждан носят формальный характер. В надпрезидентських республиках конституции предусматривают периодическое переизбрание главы государства.

В современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущ элемент монархии - неизменность главы государства. В таких монократический республиках конституции закрепляют пожизненных президентов, глав государств. Начало такому явлению было положено в Индонезии (Президент Сукарно). Затем социалистическая Югославия в 1963 г.. Предусмотрела в Конституции, что переизбрание не распространяется на первого Президента - Иосифа Броз Тито. В 1986 г.. На Филиппинах неизменным провозгласил себя Президент Маркос. Это явление распространилось во многих азиатских и африканских республиках. В КНДР последний сын президента еще при жизни отца провозглашается его преемником. В 1999 г.. Парламент Туркмении принял конституционный закон, где закрепил за Туркменбаши С. Ниязовым полномочия без ограничения срока.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: