Добивание крипов, или по-другому ластхит (last hit - последний удар), одна из важнейших механик Доты. Золото за убитого монстра получает тот игрок, который нанес ему последний удар, то есть добил. Поэтому, для успешной игры в Доту, каждый новичок обязан понять, как добивать крипов.
Крипами называют солдат, которые маршируют по трем линиям с самого начала до конца игры. Крипы есть как у темной, так и у светлой стороны. В одной группе, или пачке крипов, обычно 3 бойца ближнего боя (милишники) и один дальнего (его называют рейнджевым крипом). Иногда к ним присоединяется катапульта.
Волны солдат с вражеских баз сталкиваются на линиях и дерутся между собой, а игроки из противоположных команд стараются сделать так, чтобы не просто убить вражеских воинов, а именно добить, чтобы получить золото за убитого.
Игроки, которые стоят на линиях, должны противостоять друг другу. Каждый старается добить крипов врага, чтобы получить золото, и заденаить (не отдать противнику) своих. Заденаенный крип дает врагу меньше опыта, а золота не дает совсем. Денай крипа можно заметить по вылетающему знаку «!»
Новички иногда используют для добивания крипов авто-атаку. То есть, просто кликают на крипа правой кнопкой мыши и надеются, что им повезет.
Не то, чтобы я не верил в вашу удачу, но это далеко не самый эффективный способ фарма. Помимо того, что вы, почти наверняка, не сможете добивать ластхитить вражеских солдат, вы еще сильно пропушите линию в сторону вражеской башни. Если вы бьете крипов, они умирают быстрее. Они умирают быстрее – ваши войны двигаются все ближе к таверу соперников. А под башней вас будет ждать сюрприз в виде пришедшего на ганг мидера, и вы отправитесь отдыхать в таверну.
Кроме того, автоатачить крипов может быть вредно для здоровья. Если ваш герой выйдет вперед своих воинов, то все удары вражеской армии будут сыпаться прямо на его шею. Так вы быстро останетесь без здоровья, и придется бежать прямиком к своему фонтану, чтобы подлечиться.
Есть разные способы, как делать это эффективно. Вот некоторые из них:
Вполне понятно, что герой с большим количеством урона от атаки, гораздо проще и лучше добивает крипов. На первых уровнях можно купить пару артефактов, которые позволят чувствовать себя более комфортно, и делать не такие филигранные ластхиты.
Каждый игрок должен полностью понимать свою роль в игре, потому что Дота очень сильно завязана на командное взаимодействие.
Иногда, нужно подавить свое желание заработать больше всех золота на карте, и дать возможность пофармить друзьям. Это касается ситуаций, когда вы играете за саппортов. Как правило, они менее зависимы от предметов, поэтому могут и должны отдавать фарм союзным керри. При игре на саппорте нужно сфокусироваться не на добивании крипов, а на харрасе противника. (Харрас - когда ты наносишь урон героям врага, мешая им стоять на линии, получать золото и опыт)
Порой бывает, что ваша линия сильно пропушилась. Например, саппорт союзник сделал отвод своих крипов на нейтралов, или враги увлеклись автоатакой, и перебили всех ваших воинов.
Есть отличная тактика, которая позволяет в 9 случаях из 10 добивать крипов под вышкой. Это просто, главное - сохранять спокойствие и рассудительность.
Помните, что тавер наносит порядка 100-110 урона за один выстрел, количество здоровья милишных и рейнджевых крипов по 500 и по 300 очков. Вот, что нужно делать:
Каждый игрок в Dota должен помнить, что навык приходит после долгих тренировок, а победы после горьких поражений. Никогда не сдавайтесь, и вы сможете достичь настоящих вершин мастерства!
Тем, кто хочет действительно погрузиться в тему, советуем посмотреть это видео:
Нейтральные крипы появляются каждую минуту, начиная с 30-й секунды, при условии, что рядом с их лагерем нет крипов, вардов и героев. Монстры покидают свой лагерь и преследуют вас в течение 7 секунд, после чего вновь возвращаются в лагерь.
Самые слабые из нейтральных крипов. Они служат отправной точкой для героев лесников, а за их убийство дают меньше всего золота. За убийство маленьких крипов дают от 65 до 102 ед. золота и от 123 до 144 ед. опыта.
В среднем за убийство лагеря маленьких крипов дают 81 ед. золота и 133 ед. опыта.
Лагерь кобольдов | 69-93 | 141 опыта | ||
Лагерь лесных троллей | 65-77 | 123 опыта | ||
Лагерь лесных троллей и кобольдов | 75-89 | 123 опыта | ||
Лагерь гноллов-убийц | 78-102 | 123 опыта | ||
Лагерь приведений | 70-86 | 144 опыта | ||
Лагерь гарпий | 81-91 | 144 опыта |
Чуть более сильный противник. Эти крипы наносят гораздо больше урона, обладают чуть большим запасом здоровья и могут использовать способности, но не представляют серьезной проблемы для большинства героев. За убийство среднего монстра дают от 81 до 155 ед. золота и от 160 до 258 ед. опыта.
В среднем за убийство лагеря средних монстров дают 92 ед. золота и 202 ед. опыта.
Лагерь кентавров | 86-102 | 160 опыта | ||
Лагерь волков | 81-97 | 212 опыта | ||
Лагерь сатиров | 84-100 | 258 опыта | ||
Лагерь огров | 89-155 | 144 опыта | ||
Лагерь големов | 108-124 | 238 опыта |
Очень серьезный противник. Они обладают сразу несколькими способностями и могут быть чрезвычайно опасными, если к ним не относиться с осторожностью. За убийство гигантского монстра дают от 86 до 161 ед. золота и от 160 до 284 ед. опыта.
В среднем за убийство лагеря гигантских монстров дают 124 ед. золота и 220 ед. опыта.
Лагерь кентавров | 86-102 | 160 опыта | ||
Лагерь гигантских сатиров | 139-161 | 284 опыта | ||
Лагерь беорнов | 136-158 | 207 опыта | ||
Лагерь совиных медведей | 97-127 | 169 опыта | ||
Лагерь троллей | 106-128 | 279 опыта |
Очень сильные, невосприимчивые к магии монстры. Опасность этих крипов с лихвой компенсируется получаемой за их убийство наградой. За убийство древнего монстра дают от 215 до 346 ед. золота и от 279 до 393 ед. опыта.
Всем привет. В эфире команда Gamebizclub, и мы продолжаем рассказывать об онлайн-игре Dota 2, популярность которой не снижается уже пятый год подряд. Крипы в Дота 2 играют решающую роль в начале и середине схватки. Немногие игроки умеют их правильно фармить – в результате это сказывается на результате всего боя. Сегодня мы расскажем какие крипы бывают, как их правильно ликвидировать, и как помешать развитию героев противника.
Из этой статьи вы узнаете:
Крипы в Доте – это юниты вашей и вражеской сторон, которые рождаются на базе и следуют по трем линиям, уничтожая юниты, строения, а иногда и героев противника. Их называют линейными. Также есть лесные (нейтральные) создания, которые никого не атакуют до тех пор, пока на них не нападут. О нейтралах расскажем ниже.
Одна из задач вашего персонажа заключается в том, чтобы их уничтожать, получая за это опыт и деньги. На игровом сленге это называется фармить, и этим вы будете заниматься в начале и в середине игры.
Крипы бывают нескольких видов:
После каждого уничтоженного монстра персонаж получит золото и опыт. Золото можно потратить в лавке на свитки, зелья и предметы. Опыт нужен для того, чтобы получить уровень и прокачать навыки. Но вы получите их только тогда, когда будет нанесен финальный удар, и монстр склеит ласты.
Если финальный удар нанесет другой игрок, то ваш опыт и золото достанутся ему. Поэтому стоит учитывать роль каждого героя в бою и не добивать крипов других героев, если этого не требует ситуация. Если вы не знаете какие бывают , то рекомендуем обязательно прочесть этот гайд.
Например, вы играете за Лича и стоите на линии с Анти-магом, забирая при этом половину мобов. В этом случае к концу игры получится разфармленный Лич, и не полностью развитый Анти-маг – это создаст перекос и помешает одержать победу.
Крипы, как и герои, имеют некоторый запас здоровья. Ваша задача рассчитать силу атаки персонажа так, чтобы гарантированно нанести добивающий удар. Не совершайте главную ошибку новичков – не пользуйтесь автоматической атакой и выбирайте вручную только те цели, у которых низкий запас здоровья.
Например, у мечника запас здоровья 550, а ваш удар 42. Нужно подождать до тех пор, когда его здоровье приблизится к нулю, и только потом атаковать.
Эта тактика используется героями ближнего боя. Если стоять в толпе вражеских юнитов и бестолков размахивать мечом или топором направо и налево, то толку от этого не будет. В Доте важна скорость развития – это залог победы, поэтому рассчитывайте свои силы и старайтесь наносить финальный удар первым.
Еще одна тактическая хитрость заключается в том, чтобы фокусировать на себе внимание вражеских юнитов. На игровом сленге это называется просто – агрить. Если вы их атакуете, то они станут вас преследовать. Радиус агра равен 500.
Это может пригодиться, если вы стоите недалеко от своего тавера, но сама башня недостает. Таким образом, крипов можно подвести и башня начнет атаковать, что даст вам преимущество.
Отсюда можно прийти к следующему выводу: если основной источник развития для вас – это вражеские юниты, то для героев противника всё ровно наоборот. В результате получается: чтобы замедлить развитие противника нужно добивать союзных юнитов.
В результате таких действий вражеские герои лишаются золота и получают половину опыта, получаемых от уничтожения монстров, поэтому они будут отставать. Союзного монстра можно атаковать, когда здоровье опустится ниже половины. Вам нужно нажать кнопку «атаковать» (по умолчанию A, но может стоять и другая) выбрать его левой кнопкой мыши. Если есть возможность – атакуйте союзных крипов, чтобы не дать противнику развиваться.
Помимо дорог или линий, на карте есть лес, который занимает больше 50% территории. Там обитают нейтральные (лесные) монстры.
Поэтому вместо удерживания линии можно идти в лес и прокачивать героя в сражениях с нейтралами. Но немногие герои с самого начала могут идти в лес, как раз из-за высокой силы монстров, поэтому если ваша цель лес, а не линия, то берите персонажа-лесника (Урса, Дум, Лайфстилер и другие) и вперед. Но учитывайте, что общая прибыль на линии выше, чем в лесу.
Лесных созданий можно использовать в свою пользу по-другому. Вы когда-нибудь слышали такое слово «отвод». Новички об этом почти ничего не знают, чем пользуются более опытные игроки. Отводы помогают не пушить линию.
Наиболее эффективны в этом плане классы поддержки (саппорты) – это одна из их прямых обязанностей. Так что если у вас этот класс, то не направляйте все усилия на фарм, а занимайтесь отводами.
Хотите совершить стандартный отвод? Атакуйте на 15-й или 45-й секунде лесных монстров в легкой точке и идите по направлению к своей линии. Линейные увидят лесных, и начнут их атаковать. Во время этого побоища держитесь поближе к месту схватки, следите за окрестностями и добивайте крипов с низким уровнем жизни. Так вы компенсируете время и усилия, направленные на отвод.
Еще можно сделать стаки нейтральных крипов. Для этого вам нужно на 53 секунде атаковать их, и начать уводить глубже в лес. Нейтралы некоторое время проследуют за вами, и потом возвратятся на свое место. По возвращении на спаун, вы увидите, что их уже стоит две пачки.
Так можно делать не только два раза, а три или даже четыре, но отводить придется все раньше, так как они будут спотыкаться друг о друга и мешать проходу. Этим вы также помогаете своему керри – ведь это дополнительное золото и опыт.
Но отводы нужно использовать правильно. Если вашу линию продавливают, то уводя своих крипов с линии, вы помогаете врагам быстрее разрушить ваш тавер, и загоняете своего керри под второй тавер, лишая его золота и опыта.
В целом тактика отводов считается довольно выгодной. И при правильном применении приведет вашу команду к победе.
Крипы играют очень важную роль в бою, несмотря на их невысокий урон и хп, если сравнивать с параметрами героев. По собственному опыту скажем, что идеально фармить, делать отводы и использовать все описанные виды тактик не получится – потребуется время на практику и, конечно, прямые руки, куда же без них.
На этом про крипов все. Теперь можете тренироваться и применять тактики в сражениях. Делитесь мнениями по теме в комментариях и отправляйте ссылку на статью своим друзьям, возможно, она им тоже пригодится. До скорых встреч. Пока-пока.
Нейтральные крипы - юниты, враждебные для обоих команд (Dire и Radiant). Располагаются в лесу, в отмеченных на карте лагерях. Убийство нейтральных крипов дает дополнительный опыт и деньги, что при умелом применении позволяет опережать противника. Помимо этого, с помощью специальных способностей или артефактов, нейтральные крипы могут быть переведены под ваш контроль, где под грамотным руководством могут перевесить бой в вашу сторону.
Посмотрим как Valve реализовали нейтральных крипов и их способности.
Ghost (Призрак)
Параметры
30-35 физический урон, дальность атаки - 300
1 единица защиты, 500 ХП, 400 МП
30-40 золота и 62 опыта в награду за убийство
Способности
Frost Attack - снижает скорость атаки и передвижения противника на 20% на 1,5 секунды. Автокаст, стоит 12 маны, нет куладауна.
Fell Beast (Поверженный монстр)
Параметры
1 единица защиты, 400 ХП, 0 МП
20-23 золота и 41 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Gnoll Assasin (Гнолл-убийца)
Параметры
28-36 физический урон, дальность атаки - 300
1 единица защиты, 370 ХП, 0 МП
26-34 золота и 41 опыта в награду за убийство
Способности
Posion Attack - добавляет к каждой атаке дополнительный урон ядом - по 2 единицы урона в течение 20 секунд. Пассивное умение.
Harpy Storm (Гарпия Бури)
Параметры
30-37 физический урон, дальность атаки - 300
2 единицы защиты, 550 ХП, 360 МП
14 золота и 25 опыта в награду за убийство
Способности
Chain Lightning - цепная молния, наносит 120 единиц магического урона по 4 целям. Манакост -120, куладун - 12 секунд.
Harpy Scout (Гарпия-разведчик)
Параметры
28-37 физический урон, дальность атаки - 300
1 единица защиты, 400 ХП
18-23 золота и 39 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Kobold Taskmaster (Надсмотрщик кобольдов)
Параметры
0 единиц защиты, 400 ХП
31-37 золота и 41 опыта в награду за убийство
Способности
Speed Aura - увеличивает скорость всех союзных юнитов на 12% в радиусе 900
Kobold Tunneler (Кобольд-копатель)
Параметры
14-15 физический урон, ближний бой
1 единица защиты, 325 ХП
17-19 золота и 25 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Kobold (Кобольд)
Параметры
10-11 физический урон, ближний бой
0 единиц защиты, 240 ХП
7-9 золота и 25 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Forest Troll Berserker (Лесной тролль-берсерк)
Параметры
28-37 физический урон, ближний бой
1 единица защиты, 500 ХП
Не имеет способностей
Forest Troll High Priest (Лесной тролль-целитель)
Параметры
25-32 физический урон, 300 радиус атаки
0 единиц защиты, 450 ХП, 500 МП
23-27 золота и 41 опыта в награду за убийство
Способности
Heal - лечит указанного юнита на 15 жизней. Стоит 5 маны, откатывается 2 секунды.
Dark Troll (Темный тролль)
Параметры
24-27 физический урон, дальний бой
0 единиц защиты, 500 ХП
26-33 золота и 62 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Dark Troll Warlord (Повелитель темных троллей)
Параметры
49-54 физический урон, дальний бой
1 единица защиты, 1100 ХП, 550 МП
54-62 золота и 155 опыта в награду за убийство
Способности
Enshare - ловит указанного юнита в сеть, запрещая ему двигаться и делая его видимым на 1,5 секунды. Дает эффект микростана цели. Стоит 150 маны, кулдаун 20 секунд.
Rise Dead - из любого близлежащего трупа создает двух скелетов на 40 секунд. Стоит 50 маны, кулдаун 15 секунд.
Skeleton Warrior (Скелет-воин)
Параметры
24-25 физический урон, ближний бой
1 единица защиты, 250 ХП
6-12 золота и 12 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Ogre Mauler (Огр-мучитель)
Параметры
24-27 физический урон, ближний бой
1 единица защиты, 850 ХП
23-47 золота и 41 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Ogre Magi (Огр-волшебник)
Параметры
24-27 физический урон, ближний бой
0 единиц защиты, 600 ХП, 400 МП
23 золота и 62 опыта в награду за убийство
Способности
Ice Armor - на выбранного союзного юнита накладывается щит, который увеличивает броню на 8 единиц. Враги, атаковавшие защищенного юнита замедляются на 5 секунд, получая -30% скорости бега и -20% скорости атаки. Щит длится 45 секунд, стоит 40 маны и откатывается 5 секунд.
Giant Wolf (Гигантский волк)
Параметры
21-27 физический урон, ближний бой, +7 урона за присутствие Alfa Wolf
1 единица защиты, 500 ХП
27-31 золота и 62 опыта в награду за убийство
Способности
Critical Strike
Alpha Wolf (Главный волк)
Параметры
30-33 физический урон, ближний бой, +9 урона за присутствие Alfa Wolf
3 единицы защиты, 600 ХП
37-45 золота и 88 опыта в награду за убийство
Способности
Critical Strike - каждая атака волка имеет 20% шанс нанести двойной урон. Пассивное умение.
Command Aura - все дружеские юниты в радиусе 300 получают бонус к атаке в размере 30%. Пассивно умение.
Mud Golem (Грязевой голем)
Параметры
29-33 физический урон, ближний бой
Способности
Magic Immunity
Satir Trickster (Сатир-ловкач)
Параметры
7-10 физический урон, 300 радиус атаки
0 единиц защиты, 240 ХП, 400 МП
15-17 золота и 41 опыта в награду за убийство
Способности
Purge - снимает с указанной цели все бафы, как негативные так и позитивные, вдобавок замедляя в 5 раз, с постепенным восстановлением скорости в течение 5 секунд. Призванные существа и иллюзии получают 400 урона. Стоит 75 маны, откатывается 5 секунд.
Satir Soulstealer (Сатир жнец душ)
Параметры
24-27 физический урон, ближний бой
1 единица защиты, 600 ХП, 400 МП
31-37 золота и 88 опыта в награду за убийство
Способности
Mana Burn - отнимает у указанного юнита до 100 единиц маны и наносит магический урон, эквивалентный сожженной мане. Стоит 50 маны, кулдаун 18 секунд.
Satir Hellcaller (Сатир взывающий в Ад)
Параметры
49-55 урон, ближний бой
0 единиц защиты, 1100 ХП, 300 МП
Способности
Shockwave - пускает волну, которая наносит 100 урона всем варежским юнитам на своем пути. Стоит 100 маны, кулдаун 8 секунд.
Unholy Aura - все дружеские юниты в радиусе 900 ежесекундно регенрируют дополнительно 2 единицы здоровья.
Furbolg Champion (Фурболг чемпион)
Параметры
39-44 урон, ближний бой
5 единиц защиты, 950 ХП
58-66 золота и 88 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Ursa Warrior (Урса-воин)
Параметры
49-55 урон, ближний бой
4 единицы защиты, 1100 ХП, 300 МП
Способности
Thunder Clap - все юниты в радиусе 250 вокруг Урсы получат 150 урона, а их скорость движения и атаки замедлится на 25% на 3 секунды. Стоит 100 маны, перезаряжается 12 секунд.
Centaur Khan (Хан кентавров)
Параметры
49-55 урон, ближний бой
4 единицы защиты, 1100 ХП, 200 МП
76-88 золота и 119 опыта в награду за убийство
Способности
War Stomp - все юниты в радиусе 250 вокруг Кентавра получат 25 урона и застанятся на 2 секунды. Стоит 100 маны, перезаряжается 20 секунд.
Endurance Aura - все юниты в радиусе 600 вокруг Кентавра увеличивают свою скорость атаки на 20%. Пассивное умение.
Centaur Outrunner (Кентавр-гонец)
Параметры
18-21 урон, ближний бой
2 единицы защиты, 550 ХП
20-24 золота и 41 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Enraged Wildkin (Разозленный дух природы)
Параметры
50-56 урон, ближний бой
4 единицы защиты, +3 защиты за присутствие Enraged Wildkin, 950 ХП, 450 МП
67-87 золота и 119 опыта в награду за убийство
Способности
Tornado - вызывает торнадо, который способен передвигаться. Торнадо замедляет скорость атаки и движения всех вражеских юнитов в радиусе 600 и наносит им 15 урона в секунду. Тем, кто находится в середине торнадо или в радиусе 150 от середины наносится 45 урона в секунду. Действует на здания. Длится 30 секунд. Кастуемый, можно сбить.
Tughness Aura - все союзные юниты в радиусе 500 получают +3 к броне.
Wildkin (Дух природы)
Параметры
20-25 физический урон, ближний бой
2 единицы защиты, +3 защиты за присутствие Enraged Wildkin, 350 ХП
15-20 золота и 25 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Emerald Golem & Rock Golem (Каменный и Изумрудный Големы)
Параметры
77-87 урона, ближний бой
8 единиц защиты, 2000 ХП, 600 МП
107-121 золота и 155 опыта в награду за убийство
Способности
Magic Immunity - юнит полностью иммунен к магии.
Параметры
29-33 урона, ближний бой
4 единицы защиты, 800 ХП, 400 МП
54-62 золота и 119 опыта в награду за убийство
Способности
Magic Immunity - юнит полностью иммунен к магии.
Thunder Lizards (Громовые ящерицы)
Параметры
71-78 урона, 300 радиус атаки
2 единиц защиты, 1400 ХП, 400 МП
89-97 золота и 155 опыта в награду за убийство
Способности
Magic Immunity - юнит полностью иммунен к магии.
Lizard Frenzy - увеличивает скорость атаки на 75% на 8 секунд. Манакост 50, кулдаун - 8 секунд. Накладывается только на себя.
Lizard Slam - в области 250 наносит 70 урона всем врагам и замедляет их на 25%. Длится 2 секунды, перезаряжается 5 секунд, стоит 90 маны.
Параметры
41-48 урона, 300 радиус атаки
2 единиц защиты, 800 ХП, 400 МП
79-87 золота и 119 опыта в награду за убийство
Способности
Magic Immunity
Dragons (Драконы)
Параметры
48-81 урона, 300 радиус атаки
6 единиц защиты, 2000 ХП
164-234 золота и 155 опыта в награду за убийство
Способности
Magic Immunity - юнит полностью иммунен к магии.
Splash Attack - все юниты в 50 АоЕ от атакуемой цели так же получают полный урон, в 150 АоЕ получают 50% от урона, в 250 АоЕ - 25% урона.
Параметры
34-45 урона, 300 радиус атаки
2 единиц защиты, 950 ХП
44-56 золота и 62 опыта в награду за убийство
Не имеет способностей
Статья подготовлена специально для сайт. Скоро ждите статьи о геймплее Dota 2 и прочие внутриигровые обзоры. Мы всегда с вами.