БизнесАкадемия - Информационный сайт

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов , если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ч.6 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Дополнительное образование реализуется за счет дополнительных образовательных программ (ч.2 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (см. ч.4 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.

Образовательные организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:

1. Организация дополнительного образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Организация дополнительного профессионального образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В качестве не основной цели деятельности организации дополнительного образования вправе осуществлять деятельность по таким образовательным программам как:

  • образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения для организаций дополнительного образования;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения для организаций дополнительного профессионального образования (ч.3, 4 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Государственная регистрация организации дополнительного образования (далее – образовательная организация).

Вопросы создания образовательных организаций решаются в ГК РФ, ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

Формы регистрации образовательных организаций

Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций. К ним можно отнести такие формы как (ч. 3 ст. 50 ГК РФ):

  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • автономные некоммерческие организации и т.д.

По информации Минюста РФ «В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении».

Выбор формы образовательной организации является важным этапом процедуры регистрации .

Состав учредителей образовательной организации

В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Требования к наименованию образовательной организации.

Требования к наименованию образовательной организации содержатся в ч.5, 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Разъяснения относительно наименования образовательных организаций подробно изложены в письме Минобрнауки РФ № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 г.; Письме Минобрнауки РФ № АК-2453/06 от 25 августа 2015 г.

По закону наименование образовательной организации должно содержать указание:

  • на ее организационно-правовую форму;
  • на тип образовательной организации.

Дополнительно в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
  • на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования. Например, содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность. Иные функции.

В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями (ст. 108 Закона):

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны быть переименованы в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны быть переименованы в организации дополнительного профессионального образования.

Требования к содержанию устава образовательной организации

К уставу образовательной организации помимо общей информации, предусмотренной законодательством РФ, предъявляются следующие специальные требования (ст.25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством РФ, относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

Процедура государственной регистрации

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Например, все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике и т.д.

Государственная регистрация осуществляется в установленные сроки.

По завершении процедуры государственной регистрации образовательной организации выдаются документы (по установленной форме), подтверждающие факт государственной регистрации.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ уведомляет Территориальный орган ФНС РФ для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Управление Минюста РФ уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством РФ.

Последующая деятельность образовательной организации подлежит контролю со стороны Минюста РФ. Минюст РФ проверяет образовательную организацию на соответствие уставным целям и задачам, а также требованиям действующего законодательства РФ.



Как вы судно назовете, так оно и поплывет”- пелось в одной известной песенке. Перефразируя ее можно сказать, что от того, какую форму собственности выберет начинающий предприниматель, зависит удобство ведения его бизнеса, решение спорных и форс-мажорных ситуаций. Самые распространенные - это ИП (Индивидуальный предприниматель) и ООО (Общество с ограниченной ответственностью). У каждой из этих двух форм есть отличия, а также свои плюсы и минусы. Остановимся на них поподробнее. Но вначале о главном. ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ Основная разница между ИП и ООО - правовой статус. ИП - физлицо, которое зарегистрировалось в качестве предпринимателя, ООО - самостоятельное юрлицо со всеми вытекающими из этого статуса преференциями, обязанностями и последствиями, а также отдельным имуществом. ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ? У ИП отдельного имущества нет и в случае банкротства отвечает всем, что нажито “непосильным трудом”, как говорил незабвенный стоматолог Шпак из известной комедии. В случае ООО не все так однозначно. А именно, при банкротстве есть шанс сохранить личное имущество, если арбитражному суду будут представлены доказательства, что организаторы действовали в интересах своей организации. Если доказательства признаны судом убедительными, то учредители рискуют только уставным капиталом (минимальная сумма 10 тыс. руб.). В противном случае их ждет субсидиарная ответственность: рассчитаться по долгам придется всем. ЧТО ИЗ ЛИЧНОГО ЗАБРАТЬ НЕ МОГУТ? В обоих случаях существует так называемый “предел изъятия”. Так не вправе лишить ни ИП ни участников ООО: - единственного жилья, - предметов обычного домашнего обихода, - вещей индивидуального пользования (кроме украшений и предметов роскоши) - продуктов питания и денег (не менее прожиточного минимума) - иных, необходимые для жизни вещей. ДРУГИЕ ОТЛИЧИЯ Если будущий предприниматель - “один в поле воин”, ему подойдет ИП, если компания друзей хочет открыть свой бизнес - нужно регистрировать ООО. Друзей при этом может быть до полусотни. Более того, у ООО должен быть директор, даже если учредитель только один. В этом случае также заключается трудовой договор и оговаривается зарплата. ИП при регистрации не требуется ни устав, ни уставной капитал. Нет нужды в печати и расчетном счете. Достаточно лишь подать заявление в налоговую и уплатить госпошлину. Однако все вышеперечисленное потребуется для регистрации ООО. Минимальная сумма уставного капитала 10 тыс. рублей. .... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт/press/chto-otkryt-luchshe-ip-ili-ooo/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Что такое Апостиль? Юридическая консультация от RosCo

Апостиль - это печать, заверяющая подлинность док-та, а также подтверждающая факт, что он получен по законам страны, которая его выдавала. Эта печать необходима для выезжающих за рубеж, как подтверждение действительности имеющихся у них документов. Причем она признается только среди 135 стран-подписантов, включая Россию. Апостилирование док-та можно сделать лишь в стране, выдавшей его подлинник. ГДЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ Россия и ряд стран (в их числе страны СНГ) взаимно признают док-ты друг друга. На практике это значит, что док-м этих государств не требуется апостилирование. На какие док-ты проставляется: - выданные госорганами, включая судебные; - администрат. свид-ва (о рождении, смерти), справки; - нотариальн. док-ты; - госштампы и отметки (регистрация, визы). Аккредитация На какие док-ты не проставляется: дипломат-е акты; док-ты, по коммерч. или тамож. процедурам. КАК ВЫГЛЯДИТ И КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СОДЕРЖИТ Апостиль имеет форму прямоугольника, размером 90 на 90 мм и должен соответствовать прилагаемому к Конвенции образцу. Может проставляться как на самом док-те, так и на отдельной скрепляемой с ним бумаге. ВИДЫ АПОСТИЛЯ Поскольку Конвенция оговаривает лишь внешний вид и контекст, способы проставления в разных странах могут быть разными: штамп (как в России), печать, стикер, отдельный док-т, скрепленный с заверяемым посредством клея, скрепок и даже колец. Что должен содержать: - наименование выдавшего госуд-ва; - фамилия и должность, подписавшего удостоверяемый док-т; - наименование учрежд-я, чья печать или штамп проставлены на док-те; - наименование города, где проставлен; - дата; - название органа; - номер апостиля; - печать/штамп учрежд-я; - подпись, его проставившего. НА КАКОМ ЯЗЫКЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ? В КАКИХ ОРГАНАХ АПОСТИЛИРУЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ? СТРАНЫ, НЕ ПРИЗНАЮЩИЕ АПОСТИЛИРОВАНИЕ? ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОК-В ДЛЯ КИТАЯ..... Смотрите об этом в материале подготовленном юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Теном. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Руководителям
органов управления образованием
субъектов Российской Федерации

В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской федерации по ее реализации в 2006 году направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (прилагаются).

Директор Департамента А.А. Левитская

Березина В.А.,

Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 № 06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно :

соответствовать:

Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

Соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

Укрепление психического и физического здоровья детей;

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

Наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

Направленность дополнительной образовательной программы;

Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

Формы и режим занятий;

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

Перечень разделов, тем;

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

Общие требования к дополнительным образовательным программам

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства.

Нормативным ориентиром в образовательном процессе организаций дополнительного образования следует считать направленность на:

формирование и развитие творческих способностей детей;

удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

организацию их свободного времени.

Выделение «творческих» из общей совокупности способностей в тексте закона целесообразно понимать в качестве особого значения развития у учащихся именно «творческости» (креативности), а не отказ от развития иных способностей. Основываясь на изучении творческих способностей классиками отечественной и зарубежной психологической науки Л.C. Выготским, Дж. Гилфордом, В.Н.Дружининым, Р. Муни, С.Л. Рубинштейном, Б.М.Тепловым, Е.П. Торрансом, Дж.Б.Уотсоном, А. Штейном и другими, можно утверждать о том, что творческие способности играют особую, определяющую роль в жизни, деятельности развитии человека. Творческие способности, представляющие собой свойства личности, позволяющие человеку решать задачи оригинальными (новыми, не традиционными, не стандартными) способами, следует отличать от способностей в художественной сфере.

Индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании представляют достаточно широкий круг состояний человека, выступающих источником его активности в занятиях развивающих интеллект и организм, личностные и профессиональные компетенции.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья стало в последние годы общей задачей для всех образовательных организаций, в то же время в организациях дополнительного образования для решения этих задач имеются все необходимые условия.

Организация свободного времени в качестве целевого ориентира организаций дополнительного образования требует некоторых комментариев.

В отечественной традиции научные исследования категории «свободное время» («досуг») базируются на изучении бюджетов времени и образа жизни. Для понимания границ и объемов досуга обычно «свободным» называют время, когда человек не занят трудом в общественном хозяйстве (обязательной учебой), удовлетворением физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда. Другими словами свободным можно назвать время, которое использует человек по своему усмотрению. Ключевым признаком досуга является то, что личность может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей (Ж.Р. Дюмазедье). Можно полагать, что сущность досуга в произвольной регуляции интенсивности и содержания собственных занятий, высокая степени произвольности свидетельствует о досуге, низкий уровень произвольности (долженствование, обязанность) - о работе.

Ж.Р. Дюмазедье выделял три основные функции досуга: отдых, развлечение и саморазвитие личности.

Отдых обычно связывается с восстановлением физических и нервных сил, снятием стресса и напряжения; это состояние добровольного бездействия, свободы от выполнения обязательств. В последние годы в значении отдых используется понятие рекреации (от лат. recreatio - восстановление) – время восстановления сил, и действия, осознанно или инстинктивно направленные на это восстановление. Отдых и рекреация в условиях научно-технического прогресса и снижения двигательной активности человека в ходе выполнения производственных обязанностей имеют тенденцию к активизации (активный отдых). В то же время, отдых современного человека связан с релаксацией (от лат. relaxatio - ослабление, расслабление) – снижение тонуса скелетной мускулатуры в результате применения специальных техник или средств.

Развлечение яркое положительное действие (состояние, переживание), парадоксального свойства, где высокая субъективная активность, предполагает специфическое пассивное отношение («Я - Объект») развлекающегося к источнику развлечения, результатом которого является удовольствие. От отдыха развлечение отличается субординированостью (субъективной подчиненностью источнику развлечения), перцептированностью (субъективной нацеленностью на восприятие и ощущение), наполненностью (не просто покой или отсутствие действия, эмоций).

Саморазвитие личности трактовалось Ж.Р.Дюмазедье в контексте освобождения человека от автоматизма мышления и действий, раскрытия новых возможностей, согласно его мнению, именно саморазвитие личности играет главную роль в развитии культуры, поскольку вырабатывает у человека творческий способ мышления и сохраняет его на протяжении всей его жизни, способствует свободному выбору профессии, основанному на личных и общественных интересах. Саморазвитие личности можно понимать как хотя и более или менее осознаваемый, но достаточно стихийный процесс, обогащения человеком своих представлений о себе и окружающем мире, способов само-изменения и преобразования окружающего мира. В некоторых случаях саморазвитие личности носит характер экзистенциального проекта подростка или старшеклассника по целенаправленному изменению себя (самопознания, самоопределения, рефлексии своих чувств, мыслей, действий, проектирования образа желаемого Я, преобразование своего поведения, демонтаж собственных стереотипов и т.д.).

Социально-педагогическое толкование на основе концепции социализации А.В. Мудрика представленных в тексте Федеральном законе № 273-ФЗ формулировок задач дополнительного образования позволяет выделить три блока:

содействие учащемуся в приспособлении (адаптации) к условиям конкретного общества, через предоставление возможности освоить наиболее широкий перечень предметных сфер (познания, игры, общения, предметно-практической деятельности) и способов деятельности (соревнования, творчества, самоорганизации, презентации и т.д.);

содействие учащемуся в обособлении (индивидуализации) в условиях конкретного общества, обеспечиваются предоставлением возможностей для углубленного освоения отдельных предметных сфер при вариативности программ дополнительного образования;

сочетание приспособления и обособления в условиях конкретного общества обеспечивается делегированием права выбора содержания дополнительного образования учащемуся и его семье; предоставлением наиболее одаренным детям возможностей индивидуального развития, опережающего возрастные и среднестатистические нормы, возможностей достижения и демонстрации выдающихся успехов в социально значимых областях; включением в профессиональные сообщества значительно ранее сверстников; предоставлением всем учащимся дополнительных возможностей социально-профессиональной мобильности за счет освоенных предметных сфер.

В Федеральном законе № 273-ФЗ делается попытка разрешить достаточно актуальную проблему дифференциацию содержания деятельности организаций дополнительного образования. Для этой цели вводится разделение дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные, а также устанавливается право организаций дополнительного образования реализовывать программы дошкольного образования и программы профессионального обучения. В тексте четко оговаривается, что дополнительное образование не сопровождается повышением уровня образования. Здесь имеется в виду параллельность дополнительного образования нормативному вектору – обучению по соответствующим основным образовательным программам.

Как и в других образовательных организациях, в организациях дополнительного образования определяющее значение в регламентации образовательного процесса имеют образовательные программы.

Дополнительная образовательная программа, как и другие образовательные программы:

представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),

представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

При этом, согласно ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ, организация дополнительного образования определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Вместе с этим, она также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения.

Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов:

1) дошкольные образовательные организации;

2) общеобразовательные организации;

3) профессиональные образовательные организации;

4) образовательные организации высшего образования;

5) организации дополнительного образования;

6) организации дополнительного профессионального образования.

Образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам также вправе осуществлять:

организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ);

организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ);

дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ);

иные юридические лица (ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ);

нетиповые образовательные организации (ч. 5 ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ).

Спецификой образовательных программ в организациях дополнительного образования является характер нормативного правового регулирования содержания образовательной деятельности. В частности, в этой сфере образования не предусматриваются федеральные государственные образовательные стандарты, а только федеральные государственные требования и то, исключительно по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Одной из особенностей дополнительных общеобразовательных программ является порядок, при котором к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» опубликован 27 февраля 2013 г. на официальном сайте Минобрнауки России и прошел общественное обсуждение. (http://минобрнауки.рф/документы/2937/файл/1843/13.02.27-Проект-Приказ-Доп.общеобр.программы.pdf).

Согласно пункту шестому проекта данного документа, основные задачи образовательной организации и индивидуального предпринимателя, реализующие общеобразовательные программы:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

организация свободного времени, содержательного досуга обучающихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

выявление, развитие и поддержка одаренных детей, а также детей, проявивших выдающиеся способности;

профессиональная ориентация детей;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

подготовка к освоению этапов спортивной подготовки;

адаптация детей к жизни в обществе;

формирование общей культуры детей;

удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

Виды образовательных программ в организациях дополнительного образования

В организациях дополнительного образования предусматривается к реализации четыре вида образовательных программ. Два вида дополнительных общеобразовательных программ (дополнительные предпрофессиональные образовательные программы, дополнительные общеразвивающие образовательные программы), образовательные программы дошкольного образования и программы профессионального обучения.

Согласно ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные предпрофессиональные программы охватывают образование в области искусств и в области физической культуры и спорта реализуются исключительно для детей. Содержание таких программ в соответствии с федеральными государственными требованиями разрабатываются и утверждаются организацией дополнительного образования.

Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Последние предусмотрены ст. 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки». В области регламентации содержания образования по дополнительным предпрофессиональным программам важны следующие положения стандартов спортивной подготовки:

1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;

2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);

3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;

4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;

5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;

6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.

В области физкультуры и спорта и в области искусства предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:

в первом случае - физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;

во втором - художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Специфика дополнительных предпрофессиональных программ состоит в таких чертах как:

1) нормативная регламентация минимума содержания, структуры и условий реализации таких программ;

2) особый порядок набора;

3) особый порядок аттестации учащихся.

Для регламентации дополнительных предпрофессиональных программ Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает утверждение федеральных государственных требований, которые включают обязательные требования:

к минимуму содержания,

к структуре дополнительных предпрофессиональных программ,

к условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Федеральные государственные требования утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта федеральные государственные требования утверждаются Министерством спорта РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ, а федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства – Министерством культуры РФ со согласованию с Министерством образования и науки РФ.

В настоящее время утверждены следующие федеральные государственные требования:

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 158;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 9 августа 2012 г. № 855;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Дизайн» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 9 августа 2012 г. № 854;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 № 157;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 163;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 166;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 165;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 164;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 161;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 159;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 12 марта 2012 г. № 160;

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области циркового искусства «Искусство цирка» и сроку обучения по этой программе. Приказ Минкультуры России от 9 августа 2012 г. № 853.

Перечисленные федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства, утвержденные до 1 сентября 2013 г., продолжают действовать в соответствии с ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ как не противоречащие данному Федеральному закону.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном опять же Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России.

В настоящее время такие федеральные государственные требования еще не утверждены.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России.

В отношении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства предусматривается проведение итоговой аттестацией учащихся, форма и порядок которой устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ). Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (Минкультуры России) (ч. 14 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Закон предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства). Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на подготовку профессиональных деятелей культуры или спортсменов. Данные программы могут позиционироваться как досуговые занятия. На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В научно более строгом ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться исходя из понимания словосочетание «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Л.В. Занкова. Общее развитие в работах указанного автора отождествлялось с развитием способностей – свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Перечень способностей (в рамках общего развития) включал следующие три группы:

наблюдательность, способность воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и другие;

мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.;

практические действия, способности создать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление.

В этом случае допустимо считать эти способности – общим базисом человеческого развития, который формируется в процессе образования. Подходы отечественной психологии соотносятся с концепциями зарубежных психологов (в частности концепции о структуре интеллекта Джоя Пола Гилфорда (Joy Paul Guilford).

Такой взгляд близок к идеологии современных образовательных стандартов, где выделяются универсальные действия (деятельностное ядро образования). Другими словами, общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),

познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),

коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).Исходя из вышеизложенного, в каждой общеразвивающей программе дополнительного образования целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает в организациях дополнительного образования реализацию дополнительных общеразвивающих образовательных программ (в отличие от предпрофессиональных) не только для детей, но и для взрослых.

В области физкультуры и спорта, а также в области искусства общеразвивающие дополнительные образовательные программы взаимосвязаны с предпрофессиональными программами

Федеральный закон № 273-ФЗ выделяет особую группу дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ст. 86). На первый взгляд сама по себе подготовка к государственной службе в большей степени соответствует задачам предпрофессиональных программ, с другой стороны, позиционирование подготовки к службе государству в качестве общеразвивающих программ создает более благоприятные условия для свободного профессионального самоопределения (вплоть до отказа от дальнейшего образования) в любой момент освоения программы. Отнесения названных программ к общеразвивающим подчеркивает также воспитательный характер этой разновидности дополнительного образования.

Дополнительные общеразвивающие программы не опираются на федеральные государственные требования, содержание образования и сроки обучения в них определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией дополнительного образования.

Как уже отмечалось выше, в организациях дополнительного образования реализуются образовательные программы дошкольного образования, которые согласно Федеральному закону № 273-ФЗ направлены «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования».

Разработка и реализация дополнительных общеразвивающих программ. Аттестация учащихся

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закон № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, если иное не установлено Федеральным закон. Данная позиция в полной мере относится к дополнительным общеобразовательным программам и конкретизируется в ч. 4 ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Таким образом, законодательством фактически не регламентируется содержание дополнительных общеразвивающих программ. В связи с этим возможно предложить некоторые методические подходы, позволяющие образовательной организацией эффективно разработать полноценные дополнительные общеразвивающие программы.

Дополнительная общеобразовательная программа как документ, содержащий основные характеристики дополнительного образования, содержит:

титульный лист,

пояснительная записка,

учебно-тематический план,

методическое обеспечение и условия реализации программы,

литература,

приложения.

На титульном листе, как правило, указываются наименование организации дополнительного образования, наименование учредителя, сведения об утверждении программы (место и дата, наименование органа, утвердившего программу, например, педагогический совет организации дополнительного образования, дата и № протокола заседания органа, утвердившего программу), полное название программы (если название сформулировано образно или не даёт полного представления о содержании образования, целесообразно представить дополнительное краткое пояснение под приведённым названием), возраст учащихся, на который рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, название города, населенного пункта, год разработки дополнительной общеобразовательной программы с учетом полного срока ее реализации).

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность данной программы, доказать целесообразность освоения ребенком именно этого содержания образования. Логично, если система доказательств базируется на поло-возрастных и социальных особенностях учащихся, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса. Важным моментом идентификации программы дополнительного образования это указание на ее направленность. Согласно примерным требованиям к программам дополнительного образования детей, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844, которые в контексте Федерального закона № 273-ФЗ можно рассматривать как методические рекомендации, дополнительная общеразвивающая программа может соответствовать следующим направленностям:

научно-технической;

спортивно-технической;

художественной;

физкультурно-спортивной;

туристско-краеведческой;

эколого-биологической;

военно-патриотической;

социально-педагогической;

социально-экономической;

естественнонаучной.

Далее, в пояснительной записке, при формулировке целей образовательного процесса необходимо придерживаться принципов научности, конкретности, современности, задачи должны быть выстроены либо в логике последовательных шагов по достижению цели, либо - в логике комплементарности (дополнения до целой цели), при этом задачи не должны выходить за рамки цели. В формулировках цели и задач следует отражать возраст детей, направленность и длительность программы.

При составлении учебно-тематического плана педагогу дополнительного образования необходимо видеть весь образовательный процесс и формулируя названия тем и разделов необходимо сочетать краткость и ясность, стараясь наиболее точно отразить образовательное содержание. Так как образовательная программа является не только внутренним документом, автор – составитель должен быть готов написать текст, понятный любому взрослому (родителям учащихся, коллегам педагогам, администрации организации). Успешным представляет подход, когда в тексте программы сформулирована образовательная идея, а затем тщательно разработаны и изложены в тексте программы механизмы ее воплощения.

Чрезвычайно сложной частью текстов программ является раздел «Методическое обеспечение». Прежде всего, в тексте методического обеспечения могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий и организации деятельности организации дополнительного образования в течение всей продолжительности программы (от двух, трех, до пяти- семи лет). В данном разделе будут вполне уместны методические описания традиционных мероприятий, система стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию изучения той сферы, на постижения которой будут направлены усилия учащихся. При написании списка литературы стоит руководствоваться одним библиографическим стандартом.

В приложениях к программе дополнительного образования обычно размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных испытаний (программа аттестации учащихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее удачных – эталонных работ и другое.

После утверждения дополнительной общеразвивающей программы в установленном уставом организации дополнительного образования порядке работа с этим документом не завершается, фактически все время реализации программы – это время внесения корректив, уточнения тех или иных позиций и конструкций.

Согласно ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение по дополнительным образовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательство не устанавливает особой регламентации приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, в отличие от дополнительных предпрофессиональных программ, прием на которые урегулирован ч. 6 ст. 83 и ч. 5 ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ.

Сложившая на настоящий момент практика реализации дополнительных общеразвивающих программ включает две схемы приема на обучение по таким программам:

общедоступная (набор всех желающих осваивать данную программу);

предварительный отбор, направленный на выявление лиц, которые по своим способностям, качествам организма и личности наиболее подходит к особенностям осваиваемой образовательной программы.

Напомним, что конкретные правила приема по дополнительным общеобразовательным программам устанавливаются организацией дополнительного образования в своих локальных нормативных актах (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ). Данный локальный нормативный акт размещается на официальном сайте организации дополнительного образования в сети «Интернет» (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Освоение дополнительной общеразвивающей программы сопровождается процедурами промежуточной и, возможно, итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программе, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ), который также подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет».

Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит регламентации ситуаций, когда учащийся по дополнительным общеразвивающим программам продемонстрировал неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин. Однако, применяя по аналогии норму Федерального закона № 273-ФЗ касательно основных общеобразовательных программ, можно предположить перевод на следующий этап дополнительного образования условно.

Для стимулирования учащихся по общеразвивающим программам к прохождению промежуточной аттестации в практике сложился прием, в соответствии с которым организации дополнительного образования выдают лицам, освоившим соответствующие образовательные программы, т.е. прошедшие промежуточную аттестацию, документы об обучение в порядке и по образцу, которые самостоятельно устанавливаются организацией дополнительного образования (ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ), также возможно вводить систему моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.

Федеральный закон № 273-ФЗ прямо не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеразвивающим программам, хотя и определенным образом не запрещает проведение такой аттестации (такого запрета не содержится в ст. 60). В отличие от дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства (но не в области физической культуры и спорта), итоговая аттестация по которым прямо предусмотрена ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 273-ФЗ.

Однако, представляется, что исходя из смысла ч. 15 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ и отсутствии специального регулирования в ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ, итоговая аттестация по дополнительным общеобразовательным программам не проводится.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: